Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста с ОНР.
Планирование работы по развитию мелкой моторики в разделе
«Работа воспитателей по заданиям логопеда»
Панасенкова Ирина Алексеевна,
учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №39
компенсирующего вида
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально.
Ознакомление с некоторыми специальными методическими приемами позволит воспитателю не только эффективно закреплять материал, пройденный логопедом, но и грамотно координировать с ним решение воспитательных задач. Логопед и воспитатель совместно планируют работу по развитию речи детей, определяя тематику и содержание занятий, лексический материал и требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения.
Планируя виды работ по развитию мелкой моторики, необходимо правильно подбирать речевой материал к ним с учётом речевого развития детей. По выполнении ребёнком любого задания педагог проговаривает с ним весь материал. Поэтому к каждому заданию, будь то раскраска, выкладывание из палочек, лепка, трафареты или шнуровка, должен быть подготовлен речевой материал: стихотворение, потешка, песенка, рассказ, которые помогут оречевить предметную деятельность ребёнка. Педагог также должен подготовить примерный перечень вопросов, отвечая на которые ребёнок расскажет о том, что он сделал, как он это делал, что у него получилось. Так, развивая мелкую моторику, мы развиваем лексико-грамматический строй речи и связную речь.
Совместная деятельность логопеда и воспитателя
по развитию мелкой моторики.
Логопед составляет задания для воспитателей по всем разделам логопедической работы:
- развитие общих речевых навыков,
- развитие фонематического слуха,
- развитие зрительного и слухового внимания,
- развитие лексики и грамматики,
- развитие связной речи,
- развитие мелкой моторики.
Планируя задания в тетрадь связи, логопед тщательно подбирает материал с учётом лексической темы.
По развитию мелкой моторики логопед планирует (на каждую лексическую тему) такие виды работ, как:
• Пальчиковая гимнастика
• Трафареты
• Раскраски
• Выкладывание из палочек
• Мозаика
А также другие виды работ (планируются выборочно):
• Разрезные картинки
• Шнуровки
• Дорожки
• Игры с пальчиками
• Застёжки
• Аппликация
• Лепка
• Игры: «Золушка», «Наряди куклу»
(Подробнее тема раскрыта в разделе «Планирование работы по развитию мелкой моторики в тетради связи (в средней группе)
Виды работ по мелкой моторике.
В приложении к заданиям по мелкой моторике, которые логопед прописывает в тетрадь связи, помещается практический материал. В него входят:
v Стихотворения для проведения упражнений на координацию речи с движением. Этот же материал отрабатывает логопед на подгрупповых занятиях, используя во время проведения физкультурных минуток.
v Стихи для проведения пальчиковой гимнастики. Этот речевой материал может использовать воспитатель на занятиях по развитию речи.
v Загадки. Отгадывая загадки, дети закрепляют словарь по теме, совершенствуют грамматический строй речи, развивают связную речь.
v Раскраски к отгадкам. После отгадывания загадок педагог предлагает детям раскрасить «отгадки». Это или предметные, или сюжетные картинки. Как вариант, можно предложить ребёнку разучить загадку, к которой он нарисовал картинку.
v Стихи для разучивания наизусть. Логопед подбирает несколько стихов по лексической теме, для детей с разным уровнем речевого развития.
v Раскраски по лексической теме (предлагаются детям с образцом).
v Образцы для выкладывания изображений из палочек. На логопедических занятиях (на подгрупповых, индивидуальных) детям предлагается этот вид работы, а с воспитателями они закрепляют полученные умения.
v Образцы для выкладывания изображений из мозаики. Эти образцы можно использовать в разных типах мозаик.
Примерное планирование в тетради связи.
Виды работ по развитию мелкой моторики.
Лексическая тема |
Выкладывание
из палочек |
Мозаика |
Другие виды работ |
Осень. Признаки осени. Деревья. |
Осеннее дерево |
Дождевая туча |
Разрезные картинки «Осень» |
Огород. Овощи. |
Лопата, морковь (мл.гр.) |
Репка |
Лепка (см. словарь) |
Сад. Фрукты. |
Лестница |
Яблоки на подносе. Груши |
Аппликация «Компот» (коллективная работа) |
Лес. Грибы. Ягоды. |
Белы гриб
Подосиновик |
Мухомор |
Шнуровка «Грибок» |
Игрушки |
Ведёрко
Флажки |
Пирамидка |
Застёжки «Пирамидка» |
Одежда |
Шорты |
Шарфик |
Игра «Наряди девочку» |
Обувь |
Резиновые сапоги |
Обувная щётка |
Игра «Наряди девочку» |
Мебель |
Стол, стул (см. мл.гр.)
Диван |
Стол (ваза на столе) |
Разрезные картинки
(по теме) |
Посуда |
Чашка, чайник (см. мл.гр.) Сахарница |
Тарелка с кашей
Блюдце |
Застёжки «Сахарница» |
Лексическая тема |
Раскрас-ки |
Пальчиковая
гимнастика |
Трафареты |
Осень. Признаки осени. Деревья. |
Узоры на зонтиках |
«Осень добрая пришла…», «Раз, два, три, четыре, пять |
Осенние листья |
Огород. Овощи. |
По теме |
«Мы капусту рубим» |
«Овощной салат» (помидоры, огурцы) |
Сад. Фрукты. |
По теме |
«Компот» |
«Компот» (яблоки, груши, сливы) |
Лес. Грибы. Ягоды. |
По теме |
«За ягодами», «Мы в лесок пойдём», «Я с корзиночкой иду» |
Белый гриб |
Игрушки |
По теме |
«На большом диване в ряд» |
Мячики, кубики |
Одежда |
По теме |
«Гномики-прачки», «Алёнка маленка», «Я перчатку надеваю» |
Свитер, кофта, юбка, брюки |
Обувь |
По теме |
«Сколько обуви у нас», «Башмаки» |
Резиновые сапоги |
Мебель |
По теме |
«Много мебели в квартире» |
__________ |
Посуда |
По теме |
«Помощники», «Глаша каши наварила» |
«Чашка, кастрюля, блюдце |
Лексическая тема |
Раскраски |
Пальчиковая гимнастика |
Трафареты |
Зима |
По теме |
«Мы во двор пошли гулять»
«Снежинки пуховые…» |
Лопата для снега |
Зимующие птицы |
Синичка
Снегирь |
«Кормушка» |
Снегирь |
Комнатные растения |
По теме |
_____________ |
Горшочки для цветов |
Новогодний праздник |
По теме |
«Ёлочка» |
Хлопушка |
Домашние птицы |
По теме |
«Шла уточка бережком |
Утка, гусь, петух |
Домашние животные |
По теме |
«По дороге белой, гладкой» |
Кошка, собака, свинья |
Дикие животные |
По теме |
«Сидит белка на тележке» |
Лиса, заяц, волк, медведь |
Профессии.
Продавец |
Конфеты |
«В магазин везут продукты» |
Овощи, фрукты (повторение) |
Профессии.
Почтальон. |
Почтовый ящик |
«Что принёс нам почтальон?» |
Разноцветные карандаши |
Лексическая тема |
Выкладывание из палочек |
Мозаика |
Другие виды работ |
Зима |
Снежинка |
Санки |
Разрезные картинки |
Зимующие птицы |
Трапеции |
Кормушка с угощениями для птиц |
Лепка «Снегири» |
Комнатные растения |
Лейка |
Лейка |
Разрезные картинки |
Новогодний праздник |
Ёлка |
Украшенная ёлка |
Пособие «Наряди ёлку» (Контуры фигур) |
Домашние птицы |
Мостик |
Миска с горошком для петушка |
Шнуровки «Гусь», «Петух» |
Домашние животные |
Заборчик (мл.гр.)
Чередование вертикальных палочек (узор) |
Косточка для собаки |
Разрезные картинки
(по теме) |
Дикие животные |
Чередование палочек (узор) |
Бочонок мёда для медведя |
Дорожки (по теме) |
Профессии.
Продавец |
Грузовик |
Сушки
Бублик |
Игра «Золушка» (перебери фасоль и горох) |
Профессии.
Почтальон. |
Чередование палочек (узор) |
Лыжи для почтальона |
Игры с пальчиками: очки, бинокль, колечко, флажок |
Лексическая тема |
Раскраски |
Пальчиковая гимнастика |
Трафареты |
Транспорт |
По теме |
«Есть игрушка у меня» |
Легковая машина, грузовик |
Профессии на транспорте |
См. тему «Транспорт» |
«Самолёт построим сами» |
См. «Транспорт» |
Весна |
По теме |
«Кап, кап, кап – звенит капель» |
Солнышко |
Мамин праздник.
Профессии мам |
По теме |
«Я пришёл сегодня к маме», «Как у нас семья большая» |
Из темы «Одежда» (подбери наряд для мамы) |
Первые весенние цветы |
По теме |
«Там, где сосны не проснулись» |
__________ |
Цветущие комнатные растения |
По теме |
__________ |
Горшочки для растений |
Дикие животные весной |
По теме |
«Три пушистых рыжих шкурки |
Лиса, заяц, волк, медведь (повторить) |
Домашние животные весной |
По теме |
«Дудочка» |
Кошка, собака, свинья, лошадь |
Перелётные птицы |
По теме |
«Ласточка», «Весною на деревьях» |
По теме |
Лексическая тема |
Выклад-е
из палочек |
Мозаика |
Другие виды работ |
Транспорт |
Пароход |
Лодочка |
Разрезные картинки (по теме) |
Профессии на транспорте |
Часы |
Самолёт |
Дорожки «Транспорт» |
Весна |
Сосульки на крыше |
Ручеёк |
Разрезные картинки (по теме) |
Мамин праздник.
Профессии мам |
Платок для бабушки |
Букет для мамы |
Лепка «Торт» |
Первые весенние цветы |
Чередов-е наклонных линий (узоры) |
Подснежники |
Аппликация на картоне из пластилина «Подснежник» |
Цветущие комнатные растения |
Герань в горшочке с подносом |
Кактус в цветочном горшке |
Разрезные картинки (по теме) |
Дикие животные весной |
Разноцветные треугольники |
Морковка для зайчика |
Шнуровки (по теме) |
Домашние животные весной |
Чередование квадратов и треугольников |
Игрушка на ниточке для котёнка |
Шнуровки (коза, собака) |
Перелётные птицы |
Скворечник |
Дупло в дубе |
Разрезные картинки (по теме) |
Лексическая тема |
Раскраски |
Пальчиковая гимнастика |
Трафареты |
Насекомые |
По теме |
__________ |
Бабочка |
Аквариумные рыбки |
По теме |
«Плавает в аквариуме» |
Золотая рыбка |
Наш город. Моя улица. |
По теме |
«Мы по городу шагаем» |
Двухэтажный дом |
Правила дорожного движения |
По теме |
__________ |
Пешеходный переход «Зебра» |
Лето. Цветы на лугу. |
Цветы |
«Утром алые цветы» |
Ведёрко с формочками |
Лексическая тема |
Выклад-е
из палочек |
Мозаика |
Другие виды работ |
Насекомые |
Разноцветный узор |
Бабочка |
Шнуровка «Бабочка» |
Аквариумные рыбки |
Рыбка |
Рыбка |
Застёжки «Рыбка» |
Наш город. Моя улица. |
Фонарь |
Фонарь |
Шнуровки «Домик с окошками» |
Правила дорожного движения |
Светофор |
Светофор |
Шнуровка «Светофор» |
Лето. Цветы на лугу. |
Одуванчик |
Сачок |
Застёжки «Цветы» |