1. Что такое мотивация? Мотивация – это мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
2. Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество – при умелом руководстве – может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию.
3. Однако есть дети, у которых это прирожденное свойство не становится стимулом к учению. В работе с такими детьми необходимо использовать мотивы-стимулы в форме побуждения, а также одобрения стремления к узнаванию нового в наблюдаемых предметах и явлениях. Эффективными являются и такие приемы, как сопоставление предметов, явлений, а также соединение интересного и малопривлекательного в обучении. Мотивы-стимулы могут развиваться и в процессе ответов на любые детские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка и, отвечая на них, побуждать к новым вопросам – это приучает детей быть не пассивными слушателями, а открывателями нового, пока неизвестного им. Недопустимо безразличное, равнодушное, пренебрежительное отношение к вопросам детей, высмеивание и неверные ответы-отмахивания. Это способно погасить любопытство еще в зародыше и привести к тому, что дети перестанут задавать вопросы. А ведь для них это естественно.
Но вопросы типа: Что это? Как это называется? Когда это было? Отражают проявление интереса к простому увеличению, уточнению знаний. Эффективность таких знаний для умственного развития детей невелика: они перегружают память запоминанием второстепенного, несущественного. Такие знания быстро забываются, с трудом переносятся на другие виды деятельности. Если детям раскрывают существенные связи, зависимости, закономерности в изучаемых предметах и явлениях, у них возникают вопросы по поводу причинно-следственных отношений между предметами, явлениями природы и общественной жизни. Эти вопросы выражают действие ребенка, направленное на удовлетворение любопытства, углубленное познание изучаемого или наблюдаемого предмета, явления.
Особой формой удовлетворения любознательности является использование в работе с детьми фантастических образов, небылиц, перевертышей. Повседневно наблюдаемые предметы и явления в силу их обыденности часто не дают возможности осознать связи и зависимости между ними. Фантастические образы, рассказы о небывальщине противопоставляются конкретному жизненному опыту ребенка и выступают как мотивы-стимулы, возбуждающие повышенный интерес и стремление рассуждать, спорить в процессе осознания уже известного или познания нового.
4. В формировании мотивов учебной деятельности большое значение имеет интеллектуальная активность детей на занятиях. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение детей умению выделять, понимать и решать умственные задачи. К концу дошкольного возраста у детей пропадает интерес к «головоломкам» (к игре, по условиям которой предусматривался выигрыш за удачное решение), ведущим мотивом учебной деятельности становится мотив учиться решать учебные задачи, понимать их содержание.
5. Обучение детей умению учиться имеет два важных аспекта: умение учиться и желание учиться. Умение учиться необходимо с точки зрения подготовке к школе, т.к. обучение в школе требует от ребенка умения учиться, без которого усвоение знаний и навыков, предусмотренных школьной программой, становится труднодостижимым. Желание учиться значительно повышает интерес к обучению, а желание научиться решать умственные задачи является стимулом познавательной активности.
Вывод: обучение детей умению видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, побуждающих к творческому выполнению задания, выделение предмета познания – все это способствует повышению познавательной активности ребенка, выступает сильным побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности.
Важно, чтобы школа привлекала ребенка главной деятельностью – учением. Ученые выделяют шесть групп в структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
· Социальные
· Учебно-познавательные
· Оценочные
· Позиционные
· Внешние по отношению к школе и учению
· Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствуют в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет и оказывают определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности.
Организация целенаправленной педагогической работы предусматривает поэтапное формирование компонентов школьной позиции, позволит улучшить процесс подготовки к школе.
Работу следует проводить по следующим направлениям:
· Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению
· Формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию знаний
· Ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения
· Признание роли и авторитета учителя.