Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Детский сад № 39

компенсирующего вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Типы толерантности

 

 

Ценностно-смысловой подход к рассмотрению  видов толерантности

 

В Законе РФ «Об образовании» отражены те же позиции по отношению к образованию: «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов».

Анализ понятия «толерантность» актуализирует проблему изучения трех видов толерантности:  личностной, социальной и этнической.

     Личностная толерантность включает в себя, прежде всего ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают «уважение к человеку, его право  и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком (примеры).

В данном типе толерантности прежде всего важна устойчивая позиция личности, в которой отражаются ее установки, ценности и смыслы,  т.к. именно они, с одной стороны, определяют внутренний мир человека, его ощущения и переживания, а с другой - являются мотивационными регуляторами, определяющими реальное поведение человека (примеры).

              Развитие и становление личности связано с ее социализацией, то есть вхождением в социум. Результатом может являться социальная толерантность личности.

            Социальная толерантностьэто партнёрское взаимо­действия личности с различными социальными группами общества, она направлена на равно­весие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп. Поведение считается социальным, считает М.Вебер, «когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других людей» (примеры).  Отдельный человек как представитель определенной социальной группы, по мнению М. Бубера «в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты» Соотнося себя с «другим», человек   способен на совместный поиск общей позиции, при которой «столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники партнерами». Социальная толерантность  проявляется в социальной ответственности личности, за себя и группу единомышленников в том числе этической и правовой сфере. Признание за другими социальными группами права на существование связано с социально-психологической зрелостью личности, не только осознающей свою принадлежность к тем или иным социальным группам, но и разделяющей ее ценностные ориентации. Соответственно, восприятие «других» происходит через призму общих социальных ценностей,  установок, стереотипов, а нередко предубеждений, предрассудков и т.п. Социально толерантным можно назвать поведение признающее за другими людьми право и возможность принадлежать к иным социальным группам.

Педагогической задачей в развитии социальной толерантности личности является расширение ее социально-ролевого репертуара, развитие коммуникативной культуры как основы для принятия многообразия в проявлениях социальной жизни общества и поиска способов нацеливающих учащихся на эффективное взаимодействие с представителями различных социальных групп (примеры).

Третий вид – этническая толерантность Она не может быть поставлена в один ряд с другими компонентами социальной толерантности: по полу, социальному положению, по профессии, то есть этническая толерантность представляется нам третьим компонентом в ряду личностной, социальной и этнической.  Этническая толерантность, как отношение к «другим», на основе их этнической принадлежности – важнейшее проявление толерантности и личности и общества. Исследования  Б.Ф. Поршнева проясняют тот факт, что проявление этнической нетерпимости восходит еще к древним архаическим формам противопоставления «Мы» и «Они», когда и само разделение на «своих» и «чужих», этническая самоидентификация по признаку национальной принадлежности, проявлялась в значительной степени на бессознательном уровне.

Современная личность, наследующая пестрый генетический материал предков, живущая в многообразном мире активных информационных и межличностных контактов, оказывается в ситуации непростого выбора этнической самоидентификации, что особенно актуально в мегаполисах, интегрирующих представителей из самых различных стран, этносов и культур. Формирование межнациональной и межконфессиональной то­лерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в ран­нем детстве и протекающий в течение всей жизни.

Эмпирические наблюдения дают основания полагать, что современная личность, наследующая пестрый генетический материал предков, живущая в многообразном мире активных информационных и межличностных контактов, оказывается в ситуации непростого выбора этнической самоидентификации, что особенно актуально в мегаполисах, интегрирующих представителей из самых различных стран, этносов и культур.  В.С. Библер говорит о важности осознания перехода от «человека образованного» к «человеку культуры». Человека культуры отличает широта взглядов в сфере культурного многообразия различных народов и наций. Формирование межнациональной и межконфессиональной то­лерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в ран­нем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них явля­ется образование.

Толерантность как сложное явление имеет несколько измерений. Для исследования необходимо остановиться на трех из них: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Когнитивное измерение состоит в осознании и принятии человеком «сложности, многомерности  жизненной реальности  и вариативности ее восприятия, понимания и оценивания разными людьми, а также относительности,  неполноты  и субъективности  (по меньшей мере – частичной) собственных представлений и своей картины мира. Она ярче всего проявляется именно в ситуациях  противоречий – при расхождении мнений, столкновении взглядов и т.д. - и позволяет рассматривать их как проявление плюрализма, богатства индивидуальных восприятий и интерпретаций. Толерантность означает еще и такое важное качество,  как способность человека расхождение с собеседником во мнениях, когнитивный «конфликт» не переводить в конфликт межличностный».

Эмоциональное измерение реализует, прежде всего, в способности к эмпатии.  Полноценная эмпатия – безоценочна и в этом смысле по сути своей толерантна. Эмоциональная составляющая толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседники  имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга.  Более того, эмпатия позволяет компенсировать (или хотя бы смягчить) возможные разногласия между собеседниками в когнитивной или поведенческой плоскостях, препятствуя их  перерастанию в межличностное противостояние и нетерпимость. Установление эмоционального контакта между собеседниками способствует созданию более доверительной и безопасной атмосферы общения – и таким образом снижает напряженность и возможность преодоление обострения отношений, конфронтации и соперничества.

Поведенческое  измерение  толерантности представляет лишь видимую часть «айсберга толерантности», считает С.Л. Братченко, и традиционно привлекает особое внимание – как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относятся:

- способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения  («Я-высказывания»);

- готовность к толерантному отношению к высказываниям других (внимательное слушание и восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование – независимо от степени расхождения с их собственными взглядами);

- способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс и консенсус).

Необходимо учитывать особенность толерантности –  способность человека понимать и принимать множественность и многообразие бытия и признавать неизбежность сосуществования различий.

Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьёй, общественными организациями), протекает тем ус­пешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Индивид – не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваи­вая социальный опыт, избирательно относится к окружающей дейст­вительности. Воздействие национальных отношений на человека при­обретает значимость не само по себе, а через индивидуальную пози­цию личности. На бытовом уровне человек постоянно впитывает, осваивает обы­чаи и традиции своих соседей, в школе он изучает историю других наро­дов, постигает общность социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совмест­ной деятельности, в повседневных контактах. Однако на процесс формирования толерантного сознания и поведения оказывает воздействие огромное число факторов (семья, окружение, референтные группы, собственный опыт м потому этот процесс оказывается сложным и далеко не всегда успешным. Важным является и то, что чаще всего отношения к «другому», к «другим» являются эмоционально окрашенными и не до конца отрефлексированными самим человеком. Поэтому случайные наблюдения, передачи по телевидению (плохо прокоментированные); неудачный опыт собственного общения могут сформировать отрицательную позицию по отношению и к «другим».

Основные позиции, обращенные к ближайшему будущему, могут быть обозначены следующим образом: толерантность требует гибкости Толерантность – это не только правило обращения с ценностями, она сама является универсальной ценностью.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"