Воспитание у детей интереса и любви к книге
З.А. Туаева
воспитатель
ГБДОУ
детский сад № 39
компенсирующего вида
Санкт-Петербурга
Мы знаем, что художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Дети дошкольного возраста – это слушатели, а не читатели и поэтому на взрослых лежит большая ответственность – донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам; их поступкам и чувствам.
Процесс чтения – это совместная работа ума и души. Но я столкнулась с тем, что родителям, в силу своей занятости, некогда читать детям, отвечать на их вопросы. Общение с дошкольниками в семье недооценивается родителями и заменяется просмотром телепередач, прослушиванием магнитофонных записей. Поэтому я решила помочь родителям в литературном развитии ребёнка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как явлению культуры.
Для решения этой задачи надо:
1. Ежедневно уделять для чтения литературы не менее 30 минут.
2. Чтение должно быть продуманным, систематическим и нести интеллектуальную и эмоциональную нагрузку.
3. Научить ребёнка относиться к книге бережно, как к величайшей ценности.
4. Вызвать у детей интерес к уголку книги.
В средней группе, я стала приобщать детей к познавательной литературе – это способствует развитию интеллекта и умственной активности ребёнка, так как 4-5 лет – это возраст «почемучек». В книжном уголке находились не только программные произведения, но и книги детей из дома, книги-вырубки (обложка по контуру главного героя), книги-панорамы (с движущимися фигурками), которыми дети сами манипулируют, рассказывая произведение. Сюда я поместила и сказки, и стихи, и альбомы с иллюстрациями. Организовывала различные инсценировки, показ сказок в театральном уголке, дети играли в настольно-печатные игры.
Так же был разработан план работы с книгой на год, рекомендации для родителей об организации домашнего чтения:
1. Что читали в группе.
2. Что рекомендуем прочитать дома.
3. Как лучше учить стихи дома.
4. Список литературы для чтения дома.
5. Индивидуальная работа с родителями: консультации, беседы о детях, которые не умеют слушать, нет интереса к книге.
6. Расширять круг знакомства детей с авторами и их произведениями.
В результате этой работы, к концу года мы получили неплохой результат: дети слушали с интересом литературные тексты, старались понять характер героев и передать его в драматизациях, в небольших инсценировках. Чаще стали играть в театральном уголке, придумывая свои сюжеты и своих героев. Речь стала более выразительной, законченной.
Продолжая работу в старшей группе, я поставила перед собой новые задачи:
1. Формировать устойчивый интерес ребёнка к литературе как виду искусства.
2. Воспитывать грамотного «читателя».
3. Расширять круг произведений и проблем, на основе которых будет воспитываться грамотный «читатель».
4. Формировать силу нравственных понятий.
5. Ежедневно заниматься чтением детской литературы.
Более глубоко дети стали знакомиться с фольклорным искусством, большое внимание стало уделяться нравственным понятиям: правда и ложь, смелость и трусость, добро и зло, щедрость и жадность.
Чтение книги и беседа о ней, неотрывно связаны с развитием речи.
А значит, необходимо обратить внимание на:
1. Правильное составление распространённых предложений.
2. Грамматический строй речи: правильно согласовывать существительное с глаголом, с прилагательным, в произношении во множественном числе и т.д.
3. Уметь контролировать свою речь – это значит подбирать нужные по смыслу слова.
4. Лаконично и последовательно составлять связные рассказы по игрушкам, сюжетным картинкам и картинам.
Из бесед с детьми я выяснила, что дети стремятся к литературе, им нравится слушать произведения, стихи и даже придумывать свои сюжеты. Как известно, дети – фантазёры и эти их выдумки зарождают начало творческой мысли, творческой деятельности.
На полках появились новые дидактические игры, требующие умственных способностей, в театральном уголке – новые, придуманные детьми атрибуты к сказкам.
Большое внимание уделялось речевому дыханию, выразительности, громкости произносимых диалогов, умению передать интонацией, движением характеры героев.
У детей появилось желание самим узнать о том, что их волнует. Речь их заметно изменилась, они совместно рассматривали и обсуждали книги, даже спорили о прочитанном. Больше времени стало уделяться чтению литературы, а вместе с тем и развитию речи детей.
В подготовительной группе, я решила продолжить работу по развитию у детей литературного творчества, ведь развитие процессов восприятия и понимания художественного словесного творчества имеет большое значение в плане умственного развития, и в плане подготовки детей к обучению в школе.
Перед собой я поставила новые задачи по развитию восприятия и понимания художественной литературы детьми:
1. Знакомить детей и развивать у них устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову.
2. Расширять литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (былина, рассказ, сказка, басня, стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, скороговорки)
3. Упражнять в установлении многообразия связей в произведении, понимать авторский замысел.
4. Помочь ребёнку увидеть скрытые причины поступков.
5. Помочь ему осознать его собственное отношение к героям произведений.
6. Обратить внимание на язык литературных произведений.
Необходимо было довести до детей мысль о том, что «книга – источник знаний». Для этого потребовались систематические и последовательные формы работы с книгой:
1. Чтение и рассказывание произведений в свободное время – ежедневно.
2. Заучивание и рассказывание скороговорок, то есть – развитие дикции.
3. Рассматривание иллюстраций, картин и составление рассказов.
4. Разучивание с детьми стихов, пословиц и выполнение криптограмм.
5. Знакомство с басней и умение выделять мораль.
6. Драматизация сказок, инсценировок, потешек.
7. Придумывание с детьми сказок, стихов, загадок, кроссвордов.
8. Знакомство с писателями и их творчеством.
Но, работая с детьми, мы не можем не контактировать с родителями. Поэтому был составлен план работы с родителями на год по приобщению детей к художественной литературе.
Наряду с составлением перспективного плана работы с родителями, было проведено анкетирование с целью выявления и отношения родителей к литературному развитию.
В книжном уголке появились портреты писателей и их книги. Дети знакомились с творчеством данных писателей. Была организована сюжетная игра «Библиотека», с подбором книг по жанрам, наряду с литературой о Санкт-Петербурге, появились книги и иллюстрации о жизни в других странах, о природе, о животных. Дети сравнивали творчество писателей, увлекались разнообразием литературного материала. С увлечением ребята принимали участие в проведение викторин, бесед, загадывании загадок, показом инсценировок в театральном уголке, придумывании своих сказок, загадок, рассказов, стихов. Так у нас появилась в группе газета «Сочинялки».
С интересом они зарисовывали стихи в картинках, изображали на бумаге эпизоды из любимых произведений Пушкина А.С., Крылова И. А., Чуковского К. И.. У каждого появился свой «вкус» к «чтению».