НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Нет в мире существа, которого бы не коснулся хоть самый крошечный луч любви. И также нет человека, в чьей жизни нельзя было бы найти сказку»
А.В.Гнездилов д.м.н., доцент МАПО
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни, а в мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Из них он узнает, что зло и коварство обязательно будет наказано, что счастье невозможно без труда. Сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам, они не только развлекают и радуют детей, но и закладывают основы нравственности.
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забывать наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки – одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, они формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенок переутомляется, становится капризным и нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему всё происходит так, а не иначе.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Сегодня, опираясь на педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись основой сказкотерапии.
Итак, сказка – один из самых любимых детьми жанров фольклора. Она развивает воображение, эту очень важную черту творца в любой сфере жизни. А выразительный язык сказки очень близок уму и сердцу ребенка и запоминается на всю жизнь.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Они очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывая, что помимо реального существует и волшебный мир приключений и побед. Вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха, чувство облегчения, радости при победе справедливости. Воспринимая произведение, старшие дошкольники могут дать мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем обществе.
Читать нужно детям ежедневно. Это правило не должны нарушать и родители в выходные дни, а также в те периоды, когда ребенок не посещает детский сад. С помощью волшебной сказки возможно проникнуть во внутренний мир ребенка, выявить появившиеся черты характера, особенности его натуры, а потом скорректировать нежелательные качества развивающейся личности.
Человек – сначала маленький, потом большой только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И помочь ему понять и почувствовать всё это нужно сейчас, пока он еще не вырос, пока он верит и прислушивается к нашим словам.