Несмотря на то, что с каждым годом неуклонно растет количество детей с проблемами в развитии, сегодня остаются недостаточно изученными психологические проблемы в семейном воспитании таких детей. Семью можно сравнить с живым организмом, в котором роли, действия членов семьи составляют ее жизненный баланс и являются условием ее жизнеспособности. Ребенок не только член семьи, он часть этого организма – семейной системы, а это означает, что от психологического благополучия семьи зависят шансы на решение проблем в развитии ребенка.
Появление проблем в развитии ребенка сопровождается особыми пере-живаниями родителей, а само наличие в семье такого малыша рассматривается в психолого- педагогической литературе как хроническая стрессогенная ситуация.
Формирование личности ребенка с проблемами в развитии отличается следующими особенностями:
1. Высокой степенью зависимости от семьи.
2. Слабостью навыков внешних социалзных взаимодействий.
3. Развитием страхов, боязнью активных действий.
4. Самоутверждением в подростковом возрасте через неадекватные реакции.
Все перечисленное в той или иной мере присуще и детям, не имеющим проблем в своем развитии. Однако если родители обычных детей склонны воспринимать эти проявления как преходящие, то родители детей с проблемами в развитии расценивают их как патологию, считают побочным проявлением основного заболевания или нарушением психики. Те личностные отклонения, которые развиваются у ребенка в связи с этим, по своим последствиям значительнее, чем основное заболевание, поскольку в социальном плане формируется дефицитарная личность.
Основные особенности семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии:
1. Чаще и легче, чем в других семьях, происходит деформация семейных ролей. Причины этого связаны с тем, что интересы семьи сосредоточены на ребенке, имеющем те или иные проблемы в развитии, и мать, занятая его воспитанием, становится лидером. Наиболее уязвимым к нарушениям во взаимоотношениях являются лица мужского пола, что позволяет говорить о необходимости психологической поддержки детско-отцовских отношений, особенно в семьях, где есть мальчики.
2. Амбивалентность чувств родителей к детям – с одной стороны – амбивалентность чувств детей к родителям – с другой – усиливаются при ошибочных позициях родителей по отношению к детям. Родители детей с проблемами в развитии испытывают отрицательные чувства: гнев, горе, вину, которые мешают любить ребенка таким, какой он есть. Именно эти чувства родителей тормозят построение гармоничных взаимоотношений с ребенком. Нереализованные надежды, ожидания и цели подпитывают эти негативные чувства. Для того чтобы полюбить своего «особого» ребенка, родителям необходимо пройти через понимание и принятие естественности своих негативных чувств.
3. Стремление семьи изолироваться от общества ухудшает взаимоотношения родителя и ребенка, наносит вред его воспитанию и способствует его дезадаптации.
4. Заострение и легкость возникновения различных нервно-психических нарушений у ребенка. Перенапряжение нервной системы, невротические реакции, перерастающие в невротическое состояние и в невроз как заболевание, – такая цепочка нарушений в состоянии нервной системы у ребенка с проблемами в развитии происходит значительно быстрее, чем у обычных детей. Родители, использующие дисгармоничные стили семейного воспитания, усугубляют проблемы в развитии ребенка и способствуют его невротизации.
5. Личностные нарушения родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии, негативно сказываются на состоянии нервной системы ребенка и создают проблемы во взаимоотношениях детей с родителями. Чувство неполноценности, недостаточность самоуважения и любви к себе, неадекватная самооценка родителей, при которой возникает неадекватное восприятие других, – вот лишь немногие трудности родителей детей с проблемами в развитии. Многие сильные чувства, которые испытывают родители таких детей, не находят выхода, не облекаются в словесную форму, а это чревато появлением психосоматических симптомов. Среди родителей детей с проблемами в развитии преобладают психосоматические родители, родители невротичного и авторитарного типов.
Портрет родителя психосоматического типа
1.Внутреннее субъективно-индивидуалистичное переживание проблемы, что является первопричиной особой ранимости их психосоматической сферы.
2. Предрасположенность к высокой нормативности поведения, ведут себя корректно, сдержанно.
3. Отсутствует аффективная форма реагирования на ситуацию стресса, не устраивают скандал и ссор, сдержаны в проявлении эмоций.
4. Проблема ребенка скрывается от посторонних взглядов.
5. Частые смены настроений.
Потрет родителя невротичного типа
1. Повышенная тревожность, различные страхи, депрессия.
2. Подчинение сложившимся обстоятельствам, что может проявляться в педагогической некомпетентности, воспитательной неумелости и в отдельных случаях – в отторжении самого ребенка, вызывающего стресс.
3. Некритично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдают желаемые результаты за действительные.
4. Эмоциональное бессилие не позволяет позитивно оценить свое будущее и будущее ребенка, которое представляется им бесперспективным и малоинтересным.
5. Прожитую жизнь воспринимают как несчастливую, загубленную рождением ребенка.
6. У матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения.
Портрет родителя авторитарного типа
1. Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями и мнениями.
2. Одна категория родителей этого типа может, узнав о проблеме ребенка, отказаться от него, другая (преобладающая) – проявляет стойкое желание найти выход из проблемы как для себя, так и для ребенка.
3. При принятии ребенка таким родителям свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь.
4. Отрицательные свойства: неумение сдерживать гнев и раздражение; отсутствие контроля над собственными поступками, склонность к ссорам и скандалам.
5. В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности и отстраненности от его проблем.
6. Многим из авторитарных родителей свойственен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение).
Основные пути решения психологических проблем семейного воспитания детей
с проблемами в развитии
1. Гармонизация семейного воспитания с исключением дисгармоничных типов и с коррекцией воспитательных рычагов воздействия на ребенка.
Формирование адекватных взаимоотношений в родительской и детско-родительской подсистемах.
2. Психологическая коррекция личностных нарушений у родителей, оказание им превентивной помощи через повышение самооценки и гибкости реагирования на изменения детей и ситуации взаимодействия.
3. Укрепление нервной системы ребенка, предупреждение у него дискомфортного состоян1я, страха, возбуждения и обучение копинг- поведению (механизму совладания со стрессом).
Формы работы с семьей ребенка с проблемами в развитии следующие: специальные занятия специалистов семейного сопровождения с семьей в ее наиболее полном составе (семейные клубы, семейные центры), формирование межсемейных коллективов или групп семейной взаимопомощи через социальные сети в Интернете.
Литература
1. Алексеева Е. Е. Взаимоотношения родителей и детей с особыми потребностями // Интегративное обучение и воспитание детей с особенностями развития / Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е. - СПб, 2008.
2. Бережнова Л. И. Предубеждение депривации в образовательном процессе Монография – СПб, 2000.
3. Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Нижний Новгород, 2005.