Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Детский сад № 39

компенсирующего вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Психологические особенности семейного воспитания

 

 

Несмотря на то, что с каждым го­дом неуклонно растет количе­ство детей с проблемами в раз­витии, сегодня остаются недостаточно изученными психологические пробле­мы в семейном воспитании таких де­тей. Семью можно сравнить с живым организмом, в котором роли, действия членов семьи составляют ее жизнен­ный баланс и являются условием ее жизнеспособности. Ребенок не только член семьи, он часть этого организ­ма – семейной системы, а это озна­чает, что от психологического благополучия семьи зависят шансы на ре­шение проблем в развитии ребенка.

Появление проблем в развитии ре­бенка сопровождается особыми пере-живаниями родителей, а само наличие в семье такого малыша рассматрива­ется в психолого- педагогической ли­тературе как хроническая стрессогенная ситуация.

Формирование личности ребен­ка с проблемами в развитии отли­чается следующими особенностями:

1. Высокой степенью зависимости от семьи.

2. Слабостью навыков внешних социалзных взаимодействий.

3. Развитием страхов, боязнью ак­тивных действий.

4. Самоутверждением в подрост­ковом возрасте через неадекватные реакции.

 

Все перечисленное в той или иной мере присуще и детям, не имеющим проблем в своем развитии. Однако если родители обычных детей склонны вос­принимать эти проявления как преходя­щие, то родители детей с проблемами в развитии расценивают их как пато­логию, считают побочным проявлением основного заболевания или наруше­нием психики. Те личностные отклоне­ния, которые развиваются у ребенка в связи с этим, по своим последствиям значительнее, чем основное заболе­вание, поскольку в социальном плане формируется дефицитарная личность.

Основные особенности семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии:

1.            Чаще и легче, чем в других се­мьях, происходит деформация семей­ных ролей. Причины этого связаны с тем, что интересы семьи сосредоточе­ны на ребенке, имеющем те или иные проблемы в развитии, и мать, занятая его воспитанием, становится лидером. Наиболее уязвимым к нарушениям во взаимоотношениях являются лица муж­ского пола, что позволяет говорить о необходимости психологической под­держки детско-отцовских отношений, особенно в семьях, где есть мальчики.

2.            Амбивалентность чувств ро­дителей к детям с одной сторо­ны амбивалентность чувств детей к родителям с другой усиливаются при ошибочных позициях родителей по отношению к детям. Родители де­тей с проблемами в развитии испыты­вают отрицательные чувства: гнев, горе, вину, которые мешают любить ребен­ка таким, какой он есть. Именно эти чувства родителей тормозят построе­ние гармоничных взаимоотношений с ребенком. Нереализованные надежды, ожидания и цели подпитывают эти не­гативные чувства. Для того чтобы полю­бить своего «особого» ребенка, роди­телям необходимо пройти через пони­мание и принятие естественности сво­их негативных чувств.

3.            Стремление семьи изолиро­ваться от общества ухудшает взаи­моотношения родителя и ребенка, на­носит вред его воспитанию и способ­ствует его дезадаптации.

4.            Заострение и легкость воз­никновения различных нервно-психических нарушений у ребенка.  Перенапряжение нервной системы, не­вротические реакции, перерастающие в невротическое состояние и в невроз как заболевание, такая цепочка на­рушений в состоянии нервной системы у ребенка с проблемами в развитии происходит значительно быстрее, чем у обычных детей. Родители, использу­ющие дисгармоничные стили семейно­го воспитания, усугубляют проблемы в развитии ребенка и способствуют его невротизации.

5. Личностные нарушения роди­телей, воспитывающих детей с проблемами в развитии, негативно ска­зываются на состоянии нервной си­стемы ребенка и создают проблемы во взаимоотношениях детей с роди­телями. Чувство неполноценности, не­достаточность самоуважения и любви к себе, неадекватная самооценка роди­телей, при которой возникает неадек­ватное восприятие других, вот лишь немногие трудности родителей детей с проблемами в развитии. Многие силь­ные чувства, которые испытывают ро­дители таких детей, не находят выхо­да, не облекаются в словесную фор­му, а это чревато появлением психо­соматических симптомов. Среди роди­телей детей с проблемами в развитии преобладают психосоматические роди­тели, родители невротичного и автори­тарного типов.

 

Портрет родителя психосоматического типа

1.Внутреннее субъективно-индиви­дуалистичное переживание проблемы, что является первопричиной особой ра­нимости их психосоматической сферы.

2.  Предрасположенность к высокой нормативности поведения, ведут себя корректно, сдержанно.

3. Отсутствует аффективная форма реагирования на ситуацию стресса, не устраивают скандал и ссор, сдержаны в проявлении эмоций.

4.    Проблема ребенка скрывается от посторонних взглядов.

5.    Частые смены настроений.

Потрет родителя невротичного типа

1.  Повышенная тревожность, раз­личные страхи, депрессия.

2.  Подчинение сложившимся обсто­ятельствам, что может проявляться в педагогической некомпетентности, вос­питательной неумелости и в отдельных случаях в отторжении самого ребен­ка, вызывающего стресс.

3.  Некритично оценивают возмож­ности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдают желаемые результаты за действительные.

4.  Эмоциональное бессилие не по­зволяет позитивно оценить свое будущее и будущее ребенка, которое пред­ставляется им бесперспективным и ма­лоинтересным.

5.   Прожитую жизнь воспринимают как несчастливую, загубленную рожде­нием ребенка.

6.  У матерей часто наблюдаются ис­терики, подавленное настроение, затяж­ные депрессивные состояния, стремле­ние уйти от принятия решения, сниже­ние социального статуса, примитиви­зация поведения.

Портрет родителя авторитарного типа

1.   Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями и мнениями.

2.   Одна категория родителей этого типа может, узнав о проблеме ребен­ка, отказаться от него, другая (преоб­ладающая) проявляет стойкое жела­ние найти выход из проблемы как для себя, так и для ребенка.

3.   При принятии ребенка таким ро­дителям свойственно стремление прео­долевать проблемы, возникающие у ре­бенка, и облегчать его участь.

4.   Отрицательные свойства: неуме­ние сдерживать гнев и раздражение; отсутствие контроля над собственны­ми поступками, склонность к ссорам и скандалам.

5.    В отношениях с ребенком не­которые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие фор­мы взаимодействия, вплоть до холодно­сти и отстраненности от его проблем.

6.    Многим из авторитарных ро­дителей свойственен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление лично­сти, избиение).

 

Основные пути решения психологических проблем семейного воспитания детей

с проблемами в развитии

1. Гармонизация семейного воспи­тания с исключением дисгармоничных типов и с коррекцией воспитатель­ных рычагов воздействия на ребенка.

Формирование адекватных взаимоотношений в родительской и детско-родительской подсистемах.

2.     Психологическая коррекция личностных нарушений у родите­лей, оказание им превентивной помощи через повышение самоо­ценки и гибкости реагирования на изменения детей и ситуации взаи­модействия.

3.    Укрепление нервной систе­мы ребенка, предупреждение у него дискомфортного состоян1я, страха, возбуждения и обучение копинг- поведению (механизму совладания со стрессом).

 

Формы работы с семьей ре­бенка с проблемами в разви­тии следующие: специальные за­нятия специалистов семейного со­провождения с семьей в ее наибо­лее полном составе (семейные клу­бы, семейные центры), формирова­ние межсемейных коллективов или групп семейной взаимопомощи через социальные сети в Интернете.

 

Литература

1.   Алексеева Е. Е. Взаимоотно­шения родителей и детей с осо­быми потребностями // Интегративное обучение и воспитание де­тей с особенностями развития / Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е. - СПб, 2008.

2.   Бережнова Л. И. Предубе­ждение депривации в образовательном процессе Монография СПб, 2000.

3.   Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, вос­питывающим детей с отклонени­ями в развитии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Нижний Новгород,  2005.

 


Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"