Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Детский сад № 39

компенсирующего вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Консультация о диагнозе

 

 

Контингент дошкольников, направляемых в группы с ОНР (общим недоразвитием речи) имеет I, II, III, IV уровень речевого развития. Краткая характеристика этих уровней.

I уровень речевого развития

            Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов и наоборот. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь детей шире активного. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный (нечеткий) характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

II  уровень речевого развития

Речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грам­матических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. От­мечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество сформиро­ванных звуков).

III  уровень речевого развития

Отмечается наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка - ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети практически не пользуются. При пересказе - затруднения в воспроизведении логической последовательности действий. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке.

IV уровень речевого развития

 

Ха­рактеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная диффе­ренциация звуков [т—т'—с—с'—ц], [р—р'—л—л'—.)] и т.д. Ха­рактерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остают­ся стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единично­сти, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того,  ребенок испытывает затруднения  при  планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую труд­ность для этой категории детей представляют сложные пред­ложения с разными придаточными.

 

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности: недостаточно устойчивая память, трудности при переключении и распределении внимания. Страдает координация сложных движений, снижена скорость и ловкость их выполнения. Отмечается недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушение мелкой моторики. Наибольшие трудности выявляются при выполнении серий движений по словесной инструкции.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"