Способы развития фантазии и воображения
Перечислим основные способы развития фантазии и воображения. Идеально, если сам ребенок захочет, и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой "волне любви" они больше вам доверяют и охотнее слушаются.
5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.
6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике: в нежном возрасте (2–6 лет) – сказки, фантастические рассказы.
7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?"
8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
9. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
10. Постоянно открывать перед детьми “тайну двойного во всём”.
11. Учить детей разрешать противоречия. (Что надо сделать, чтобы перенести воду в решете).
12. Игры каждый день.
13. Беседы с детьми на исторические темы. (История изобретения книги, колеса…)
Принципы обучения, лежащие в основе занятия, направленного на развитие творческого воображения:
1. Необходимость использования воспитателем педагогических развивающих технологий, направленных на развитие личности как субъекта деятельности (внедрение личностно-ориентированных технологий).
2. Принцип “принятия другого” (принимать ребёнка как индивидуальность).
3. принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей детей (организация “центров активности”).
4. Принцип сотрудничества.
Рекомендации по стилю общения с детьми:
1. Выслушать нужно каждого желающего;
2. Давать только положительные оценки. Лучше говорить не “правильно”, а “интересно, необычно, любопытно, хорошо”.
3. Во время бесед вы идёте за логикой ребёнка, а не навязываете своего мнения.
4. Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
5. Если в группе есть яркий лидер, со временем надо его переключать на какую-либо деятельность и беседовать с детьми уже без него.
6. Развитие творческих способностей идёт наиболее эффективно при использовании активных форм обучения – групповых дискуссий, мозгового штурма, ролевой игры, групповых и индивидуальных проектов.
Условия организации занятия с целью творческого развития дошкольников:
1. Воспитатель должен принимать любые ответы детей;
2. Обеспечивать независимость выбора и принятия решений воспитанников;
3. Восхищаться идеей ребёнка;
4. Использование ошибки ребёнка, как неожиданный взгляд на что – то привычное;
5. Положительная поддержка личности каждого ребёнка (повышение мотивации успеха);
6. Исключение критики личности и деятельности детей.
7. Опираться на повседневный опыт детей.
8. Добиваться целостного проживания ситуации ребёнком при обязательном задействовании эмоциональных механизмов (рефлексия). При развитии творческого потенциала эмоциональные реакции ребёнка являются тем центральным стержнем, с которым должен работать воспитатель.