Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Детский сад № 39

компенсирующего вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Образовательная программа

 

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели и задачи реализации Программы

 

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ  государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 39 компенсирующего вида  Фрунзенского района Санкт-Петербурга  (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная Программа, является программным документом, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

К группе лиц с ОВЗ относятся: дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.

Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольного образовательного учреждения совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

 

Основные задачи образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

·         Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

·         Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

·         Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

·         Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

·         Формирование готовности к совместной деятельности.

·         Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей

·         семье и сообществу детей и взрослых в организации.

·         Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

·         Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

·         Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

·         Формирование познавательных действий, становление сознания.

·         Развитие воображения и творческой активности.

·         Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах   окружающего мира,  их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

·         Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об   особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

·         Владение речью как средством общения.

·         Обогащение активного словаря.

·         Развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологической  речи.

·         Развитие речевого творчества.

·         Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

·         Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух  текстов различных жанров детской литературы.

·          Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно - эстетическое развитие

·         Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

·         Становление эстетического отношения к окружающему миру.

·         Формирование элементарных представлений о видах искусства.

·         Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

·         Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

·         Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие

·         Развитие физических качеств.

·         Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие  равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.  

·         Правильное выполнение основных движений.

·         Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

·         Овладение подвижными играми с правилами.                                                                                             *  Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.                                              *  Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

 

 

Принципы и подходы к формированию Программы

 

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Программа:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"