Условия овладения навыком письма

О нас

Условия овладения навыком письма

 

 

Залогом успешного обучения детей в школе является сформированность процессов письма и чтения (т.е. письменной речи).

    Основными условиями овладения навыком письма являются:

u сформированность  звуковой стороны речи (устной речи);

u сформированность фонетико – фонематической стороны речи;

u сформированность пространственных представлений;

u сформированность зрительных функций;

u сформированность мелкой моторики.

    Работа по данным разделам проводится на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду  с соответствующим усложнением по возрастам.

 

Сформированность звуковой стороны речи – правильное произношение всех групп звуков.

    Начальный этап – артикуляционная гимнастика, с помощью которой формируется правильное  произношение звуков. Затем – автоматизация поставленных звуков.

 

Сформированность фонетико – фонематической стороны речи – умение выделять заданный звук из ряда звуков, на фоне слова (определение наличия звука в слове). Это выделение ударного гласного звука  в слове, выделение первого согласного звука из слова, определение места звука в слове.

    Игры, которые можно использовать для малышей:

- «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук …»;

- игры на звукоподражание;

- игра «Подскажи словечко»;

- игра на наличие звука в слове (начальная позиция)

 

Сформированность пространственных представлений.

    Если у ребенка своевременно не будут раз­виты пространственные представления, это мо­жет привести, например, к нарушению считывания текста с листа при обучении в шко­ле. Такой ученик будет пытаться читать строчки текста и решать математические примеры не слева направо и сверху вниз, а наоборот - справа налево и снизу вверх (зеркалить). Такое нарушение восприятия информации затруднит понятийное понимание текста и правиль­ное решение задачи. Кроме того, возникнут трудности с изучением геометрии, физики, ли­тературы, предметов, которые требуют хорошо развитых пространственных представлений.

Развитие пространственной функции необ­ходимо проводить в трех основных плоско­стях: лево - право, верх-низ, перед - зад.

«Пространство листа». Взрослый показывает на пространстве альбомного листа, как надо раз­мещать рисунки, работу следует начинать с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки (чтобы работа выполнялась строго внутри) и по­казать стрелками направления движения глаз.

«Карточки». Подготавливаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик). Задания:

• нарисовать фигурку (написать букву) справа или слева от вертикальной линии;

• положить кружок, справа от нее - крес­тик, слева от крестика поставить точку;

• нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок;

• нарисовать квадрат, справа от него - кре­стик, выше крестика поставить точку;

• определить правую и левую стороны предме­та. Взять книгу обеими руками и показать ее пра­вую и левую стороны; определить правую и ле­вую стороны предмета, который лежит на столе.

    В младшем возрасте рассматриваются понятия: верх – низ, впереди – сзади.

 

Сформированность зрительных функций.

    Моторика глаз - неотъемлемый компонент всех  видов   познавательной   деятельности. Глазо­двигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Зрительное восприятие - необходимое условие успешного обучения, правильного считывания информа­ции с листа, развития пространственного мыш­ления.

Глазодвигательные упражнения. Исходное положение - лежа, сидя или стоя. Голова фик­сирована, глаза смотрят прямо перед собой.

Упражнение. Отрабатываются движения глаз по четырем основным (вправо, влево, вверх, вниз) и четырем вспомогательным на­правлениям (по диагоналям), а также сведе­ние глаз к центру. Каждое движение - в мед­ленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних   положениях;   причем   удержание должно быть равным по длительности предше­ствующему движению - выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем локтя и, наконец, около переносицы. Чтобы привлечь внимание детей, взрослый использует какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки, свечи, фонарики и т.д. В начале освоения уп­ражнений дети следят за предметом, переме­щаемым взрослым, затем передвигают его са­мостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой и, наконец, обеими руками.   Также при развитии зрительных функций можно использовать следующие игры:

- «Четвертый лишний»;

- «Что изменилось?»;

- «Чего не стало?»;

- игры на различение цвета и формы

 

Сформированность мелкой моторики.

    Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Как опреде­лить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Попросите малыша показать один пальчик, два, три. Если ему удается изолиро­ванно двигать пальцами - это говорящий ре­бенок. Если же мышцы пальцев напряженны, пальцы сгибаются и разгибаются только вмес­те и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено. Тренировать пальцы рук можно уже с шес­тимесячного возраста.

    Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Простейший метод тренировки - массаж: по­глаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее уп­ражнение: в течение 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребенка. На этом упражнении еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвя­зи руки и речи они сумели придумать потешки - «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», - которые по сей день мы применяем на практике.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»