Особенности готовности к школе мальчиков и девочек

Детский сад № 39

компенсирующего вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Особенности готовности к школе мальчиков и девочек

 

 

Особенности готовности к школе мальчиков и девочек

 

Когда речь заходит о готовности к школе, то традиционно всплы­вает образ некоего «усредненного» ребенка, лишенного не только ин­дивидуальности, но и половой принад­лежности и в силу этого наделенного всеми требуемыми и одинаково хо­рошо сформированными качествами будущего школьника. Однако в реаль­ной практике такое уникальное явле­ние встречается крайне редко. Чаще всего у ребенка какие-то качества, зна­чимые для обучения в начальной шко­ле, сформированы лучше, какие-то хуже, что во многом как раз и опреде­ляется тем, кто же ребенок – маль­чик или девочка. Иными словами, мальчики и девочки 6-7 лет готовы к школе весьма неодинаково, поэтому и проблемы обучения в начальных классах у них тоже разные. Так вот о специфических особенностях готовно­сти к школе мальчиков и девочек мы и поговорим.

Установленные различия заключа­ются в несколько лучшей как интел­лектуальной, так и эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. По­этому не случайно академическая ус­пешность мальчиков и девочек в пер­вом классе школы так различается. В частности, усредненная оценка успеш­ности мальчиков по основным школь­ным предметам – 3,9 балла (по тра­диционной 5-балльной шкале), а у де­вочек – 4,3 балла. Естественно, что различается (опять-таки не в пользу мальчиков!) и физиологическая «цена», которую платит организм ребенка за процесс обучения. Так, к концу перво­го класса утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.

Представляется естественным, что установленные различия в психологи­ческой готовности к школе мальчиков и девочек определяют и различия в способах достижения высоких оценок.

Вам, уважаемые родители, эта ин­формация позволит своевременно об­ратить внимание на развитие у ребен­ка тех психологических характеристик, которые во многом определяют его будущую школьную успеваемость.

Итак, начнем с интеллектуаль­ного развития.

Академическая успешность маль­чиков во многом определяется раз­витием как общего и невербального, так и вербального (речевого) интел­лекта. Иными словами, чем лучше у мальчика развиты все стороны интел­лекта, тем лучше он будет учиться в школе. А вот у девочек непосред­ственной связи интеллектуального развития и академической успешнос­ти нет. В частности, уровень развития общего и невербального интеллекта вообще практически никак не влия­ет на получаемые оценки. Несколько более существенный вклад в академи­ческую успешность девочек привно­сит вербальный компонент интеллек­та. Любопытно, что степень вклада вербального интеллектуального раз­вития в академическую успешность девочек во многом определяется осо­бенностями их эмоционального отно­шения к учебному процессу вообще и предлагаемым заданиям в частно­сти. Так, если предлагаемые учителем задания девочке нравятся, вызывают интерес и положительное эмоцио­нальное отношение, то ребенок ис­пользует все свои речевые возможно­сти для достижения высокой оценки, а если не нравятся, то данные возмож­ности попросту не используются. Вы­ражаясь научным языком, вклад вер­бального компонента интеллекта в академическую успеваемость девочек определяется их эмоциональным от­ношением и к учебному процессу, и к учительнице.

По всей вероятности, подобные различия во вкладе интеллектуально­го развития в академи­ческую успешность маль­чиков и девочек во мно­гом зависят от соци­альных стереотипов вос­приятия мужчин и жен­щин, которым, естествен­но, следуют и учителя начальной школы. На уровне бытового созна­ния распространено представление о боль­шей интеллектуальности мужчин и о выраженной социальной ориентации женщин. Руководствуясь этими стереотипами, учителя побуждают маль­чиков к использованию интеллекта, а девочек – к развитию социабельности. Более того, складыва­ется впечатление, что в случае очень высокого интеллектуального раз­вития девочек учителя, сами того не сознавая, пытаются с помощью оценок заблокировать активное использование интеллекта как неадек­ватную для представи­тельниц женского пола форму поведения. Так, относительно недавно нами проводилось иссле­дование, ставящее своей целью изучение особен­ностей достижения высо­ких школьных оценок интеллектуально одарен­ными первоклассниками, уровень развития интел­лекта которых в среднем на 2-3 года опережает их реальный биологичес­кий возраст. Оказалось, что если в группе интел­лектуально одаренных мальчиков высокие оцен­ки опять-таки обеспечи­ваются вкладом различ­ных сторон интеллекта, то в группе интеллектуально одарен­ных девочек очень высокий интеллект препятствует получению высоких школьных оценок.

Неодинаков у мальчиков и девочек вклад в академическую успешность и отдельных высших психических функций. Так, академическая успеш­ность мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памя­ти, а у девочек академическая успеш­ность определяется развитием произ­вольности внимания и поведения.

Интересно отметить, что весьма значительный вклад в академическую успешность первоклассников привно­сят индивидуально-типологические особенности, в частности – всем хо­рошо известные типы темперамен­та. Напомним, что их всего четыре: холерик, сангвиник, флегматик и ме­ланхолик. Так вот больше всего про­блем с получением высоких оценок ис­пытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. По всей вероятно­сти, затруднения в получении высоких оценок у детей с данными типами тем­перамента опять-таки во многом оп­ределяются несоответствием их пове­дения стереотипным представлениям о мужественности и женственности, которых придерживается подавляю­щее большинство людей, в том числе и учителей.

Так, мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны и медлитель­ны. Им не хватает бойкости, активно­сти, стремления отстаивать себя и свою позицию. В случае неудач они могут и всплакнуть. Само собой, что такое по­ведение расценивается как не совсем мальчишеское и частенько осуждает­ся сверстниками и самим учителем.

Девочки-холерики, наоборот, слишком активные, самостоятельные, бойкие, вспыльчивые, беспокойные и непоседливые. В конфликтных ситуа­циях они активно отстаивают себя, подчас с применением рукоприклад­ства, что отнюдь не радует окружаю­щих. Да и высидеть в течение 45 ми­нут на одном месте для такой девоч­ки – проблема. Естественно, что по­добные особенности поведения опять-таки воспринимаются как не совсем девчачьи и не всегда вызывают понимание учителя, что снова нахо­дит отражение в школьных оценках ребенка.

Наиболее «удачным» с точки зре­ния обучения в начальной школе яв­ляется сангвинический тип темпера­мента, особенно для мальчиков. Дети данного типа в меру активные и жи­вые, они весьма социабельны, пози­тивны, умеренно агрессивны и уме­ренно тревожны. Именно данный тип темперамента доставляет учите­лю начальных классов меньше всего проблем. Однако надо помнить, ува­жаемые родители, что начиная при­близительно со средней школы тип темперамента ребенка перестает быть одним из определяющих фак­торов достижения высоких оценок и подчас «неудобный» холерик оказы­вается в числе сильнейших учеников, тогда как всех устраивающий санг­виник переходит в разряд безнадеж­ных троечников.

Ну, а теперь перейдем к вкладу в ака­демическую успешность ребенка также весьма немаловажных эмоционально-личностных и социально-психоло­гических свойств и качеств. Начнем, пожалуй, с социального интеллекта (см., например: Михайло­ва Я. И. Социальный ин­теллект и оценка его раз­вития у старших дошколь­ников//Д. П. №3, 2001). Оказалось, что соци­альный интеллект, наряду со всеми прочими сторо­нами интеллектуального развития, во многом опре­деляет академическую ус­пешность прежде всего мальчиков. И чем лучше развит у мальчиков соци­альный интеллект, тем лучше такой мальчик бу­дет учиться в начальной школе. У девочек же уро­вень развития социально­го интеллекта влияет на получаемые в школе оцен­ки в очень незначительной степени. Складывается впечатление, что соци­альный интеллект начина­ет негативно влиять на ус­певаемость девочек толь­ко в том случае, если уро­вень его развития являет­ся крайне низким.

Немалый интерес представляет и вклад в академическую успевае­мость такой психологи­ческой характеристики, как личностная тре­вожность ребенка.

В частности, у мальчи­ков средне-высокие и не­сколько завышенные значения личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на академическую ус­пешность. Лучше всего в начальных классах учатся мальчики, у которых ин­дивидуальные значения личностной тревожности укладываются именно в эти диапазоны. Есте­ственно, что если личнос­тная тревожность слиш­ком сильно выражена, то хорошо учиться такой мальчик не сможет. Как говорится, все хорошо в меру.

А вот у девочек на­блюдается диаметрально противоположная картина: самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и несколько сни­женные индивидуальные значения личностной тревожности. Повышен­ные же значения выраженности дан­ной психологической характеристи­ки приводят к формированию бояз­ни школы и академической неуспеш­ности.

Объясняются такие различия тем, что повышенная тревожность у маль­чиков и девочек по-разному влияет, прежде всего, на мотивационный ком­понент учебной деятельности. Так, оказалось, что повышенная тревож­ность заставляет мальчиков всерьез озаботиться и получаемыми оценка­ми, и собственным соответствием ста­тусу школьника – практически взрос­лого, самостоятельного человека. Само собой, что подобные заботы весьма позитивно сказываются на ка­честве работы ребенка с учебным ма­териалом.

Повышенная же тревожность у де­вочек отнюдь не вызывает волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает серьезную обеспокоенность межличностными взаимоотношения­ми со взрослыми и сверстниками. Вот и получается, что повышенное внима­ние таких девочек к их межличност­ным взаимоотношениям с окружаю­щими начинает мешать учебной дея­тельности и приводит в конечном ито­ге к снижению академической успеш­ности.

Ну и в заключение рассмотрим вклад в академическую успешность еще одной весьма интересной личнос­тной характеристики ребенка, а имен­но агрессивности.

Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению академической успешности прежде всего девочек. У мальчиков сниже­ние успеваемости наблюдается толь­ко в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими, выходя за все ра­зумные диапазоны. Интересно так­же отметить, что практическое от­сутствие агрессивности в структуре формирующейся личности ребенка также приводит к снижению академической успешности, что, вероятно, указывает на снижение энергетичес­ких ресурсов организма таких детей. Итак, мы рассмотрели многие психологические характеристики, оп­ределяющие академическую успеш­ность мальчиков и девочек – учащих­ся первых классов. С целью обобще­ния всей представленной выше ин­формации и для удобства ее исполь­зования нам осталось только соста­вить обобщенные психологические портреты мальчиков и девочек, полу­чающих в начальной школе хорошие и высокие отметки.

Обобщенный психологический портрет хорошо успевающего в начальной школе мальчика

Такой мальчик характеризуется достаточно высокими показателя­ми интеллектуального развития. В частности, самые высокие зна­чения имеет общий и невербаль­ный интеллект, несколько более низкие – вербальная сторона ин­теллектуального развития. При­чем, что немаловажно, такой мальчик характеризуется доста­точно высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться даже в весьма сложных ситуаци­ях, провоцирующих эмоциональ­ные переживания. Достаточно хорошо развита и слухоречевая память. По своему типу темпера­мента это, скорее всего, сангви­ник, возможно – сангвино-флегматик. Уверенно можно сказать, что это точно не меланхолик. У данного мальчика весьма хорошо развит социальный интеллект, он весьма уверенно чувствует себя в коллективе сверстников, умело общается. Показатели личност­ной тревожности такого мальчи­ка чуть-чуть выше средневозраст­ных нормативов, но не чрезмер­но высокие, что обеспечивает ему неравнодушное отношение к по­лучаемым школьным оценкам и способствует стремлению соот­ветствовать социальному статусу школьника. В заключение стоит добавить, что такой мальчик уме­ренно агрессивен.

Обобщенный психологический портрет хорошо успевающей в начальной школе девочки

Такая девочка имеет, прежде все­го, высокие показатели развития вербального компонента интел­лекта. Что же касается показате­лей развития общего и невербаль­ного интеллекта, то они могут быть любыми, лишь бы не выхо­дили за нижнюю границу диапазо­на нормативных значений. Данная девочка также характеризуется достаточно высокой стрессоустойчивостью и способностью обучать­ся даже в весьма сложных ситуа­циях, провоцирующих эмоцио­нальные переживания. Достаточно хорошо развита произвольность внимания и поведения в целом. По типу темперамента это, скорее все­го, сангвиник или сангвино-флегматик, а возможно, что и флегматик в «чистом» виде. Достаточно уве­ренно можно сказать лишь то, что это не холерик. У такой девочки умеренно или высоко развит со­циальный интеллект, она доста­точно общительна, умеет ладить с окружающими. Показатели лич­ностной тревожности такой де­вочки либо укладываются в диа­пазон средневозрастных значений, либо несколько снижены, что обеспечивает направленность ин­тересов именно на учебную дея­тельность и не вызывает излиш­ней озабоченности проблемами межличностных взаимодействий со взрослыми и сверстниками. В заключение стоит добавить, что такая девочка характеризуется умеренными или даже несколько сниженными показателями агрес­сивности.

 

Литература

1.  Берн Ш. Тендерная психология. Секреты психологии мужчин и жен­щин. Изд-во «Прайм-Еврознак», 2003.

2.  Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. СПб, 2002.

3. Хризман Т. П. Мальчики и девоч­ки: два разных мира. М., 1994.

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения