Что такое портфолио и зачем оно будущему первокласснику?

Детский сад № 39

компенсирующего вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Что такое портфолио и зачем оно будущему первокласснику?

 

 

  Что такое портфолио

 и зачем оно будущему первокласснику?

 

Появление понятия «портфолио» в педагогическом лексиконе связано с введением новых подходов в образовании и оценивании его новых форм. В последнее время в оценочной деятельности отмечаются, как минимум, две тенденции. Во-первых, к оцениванию активно привлекаются сами учащиеся, что укрепляет их умение учиться и развивает субъектную позицию в целом. Во-вторых, отмечается крен в сторону количественной (и даже математи­чески выверенной!) оценки. Таким образом, актуальной стала необходимость поиска методик оценок качества. Как оказалось, портфолио может восполнить этот пробел на разных уровнях образования, так как позволяет провести наглядное сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями.

Вместе с тем практика внедрения портфолио показала, что эта форма педагогической работы эффективна не только при оценивании деятельности детей, но и при комплексном решении педагогических задач в образовательном процессе: от мотивации до контроля.

Изучение опыта дало основания считать, что особенно интересно использование портфолио при переходе ребенка с одного образовательного уровня на другой, так как позволяет обеспечить их преемственность. Эта сторона применения портфолио дает возможность рассматривать его как инновационную педагогическую форму.

Известно, что педагогические нововведения базируются на исторически сложившихся научных предпосылках и современных веяниях практики. И в данном случае будет продолжена линия в изучении портфолио дошкольника как формы преемственности дошкольного и начального образования.

Основой для научного изучения данного вопроса служат исследования психологов, педагогов, методистов, которые прямо или косвенно затрагивают проблемы социализации и личностного развития детей (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.) и отражают вопросы содержательного наполнения образовательного процесса и педагогических технологий для детского сада и начальной школы (Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких, М.Р. Битянова, Р.Н. Бунеев, Н.Ф. Виноградова, Т.Н. Доронова, Л.В. Коломийченко, Е.В. Коротаева, А.А. Леонтьев, В.В. Рубцов, Е.О. Смирнова, Р.Б. Стеркина, Г.А. Цукерман и др.).

 

Что же такое портфолио?

«Портфолио» - слово иностранное и имеет аналоги в итальянском и французском языках (porte-folio); переводится как «дверца», «папка», «планшет» (porte) и «лист» (foiio). Изначально портфолио - это папка с листами 1С<оз8, иногда склеенными, соединенными между собой для удобства использования при рисовании. В современном толковании под портфолио стали понимать не только чистые листы бумаги или листы с эскизами, а уже «наполненные» результатами, завершенные подборки работ, которые могут помочь составить полный образ чего-либо. Активно слово «портфолио» используют дизайнеры, художники, фотографы (художественное портфолио), менеджеры и маркетологи (портфолио услуг).

Однако при переносе данного понятия в образовательную среду произошло смещение акцентов: на первый план вышли оценивающая и диагностическая функции портфолио, на втором плане остались функции презентации и са­мовыражения. Между тем деятельное участие детей в составлении портфолио и его представлении окружающим может сделать эту пе­дагогическую форму активной, обеспечивающей непрерывность развития ребенка от года к году, от ступени к ступени.

Итак, портфолио в образовании - это подборка разнообразных материалов, позволяющих растущему человеку составить пред­ставление о себе как о личности и ученике и представить себя окружающим. Тогда портфолио будет не просто «портфелем достижений» или «папкой роста, развития и достижений ребенка», портфолио станет мостом, соединяющим мир представлений ребенка о себе для себя (образ «я») и мир представлений о себе для других. Кроме того, портфолио должно иметь перспективный и проективный характер, отражать накопленный багаж развития ребенка в разных областях и видах деятельности и давать возможность выявления потенциального приоритетного направления в его развитии на следующем возрастном этапе, следующем уровне образования.

Специфика портфолио как педагогической формы зависит от целого ряда условий, среди которых значимыми являются возрастные особенности развития ребенка и образовательная программа, которую он осваивает.

Очевидно, что портфолио дошкольника не может быть одинаковым с портфолио школьника, так как их возрастные особенности развития значительно отличаются как в когнитивной и психомоторной, так и в социальной сфере.

Содержание образовательной программы, которую осваивает ребенок, прямо связано с наполнением портфолио. Поскольку задачи программ разных уровней различаются, то и материал, освоенный ребенком, виды его дея­тельности, а, следовательно, и образовательные результаты будут разными.

Портфолио дошкольника: перспективы социально-личностного развития

Портфолио дошкольника приобретает значение, когда позволяет усиливать развивающую сторону образовательного процесса. Возможности портфолио в этом смысле можно выявить по нескольким компонентам.

Прежде всего, портфолио способствует росту саморегулируемого поведения. Важный вклад при этом вносят родители и воспитатели, которые участвуют в составлении портфолио. В совместной деятельности ребенка и взрослых зарождается и осознается совместное и обоюдное регулирование поведения ребенка. В процессе работы над портфолио естественным образом создаются ситуации, когда детям и взрослым приходится обсуждать раз­личные проблемы, сомневаться по разным поводам, советоваться и находить компромиссы. А это все становится точкой приложения воли ребенка и ответственности за собственный рисунок поведения.

Кроме того, работа над портфолио создает возможности для развития общения и коммуникации, поскольку может создать почву для внеситуативно-личностной формы общения ребенка с авторитетными взрослыми. Составляя портфолио, дошкольник обязательно обращается к взрослым, постигает отличия в компетентности детей и взрослых, осваивает социальные контексты, способы обмена сообщениями и навыки субординации. Все это позволяет ребенку удерживать нить общения и даже влиять на ход и результат коммуникативного процесса.

Еще один важный момент при создании портфолио ребенка – углубление его ориентировки в социальных связях и отношениях, так как он включается в актуальные ситуации взаимодействий.

И наконец, оформление портфолио позволяет формировать у ребенка рефлексию. Нужно отметить, что рефлексия в дошкольном возрасте находится в зарождающемся состоянии, и всевозможные способы ее актуализации с помощью портфолио привнесут новизну и разно­образие в построение образа Я растущего че­ловека.

В целом саморегулируемое поведение, внеситуативно-личностную форму общения, начала рефлексии, углубление ориентировки детей в социальных связях и отношениях можно рассматривать как предпосылки учебных дей­ствий, формирование которых создает основу преемственности дошкольного и начального образования.

 

Портфолио и самопрезентация ребенка

Хорошо известно, что педагоги детского сада имеют опыт формирования папки выпускника, которая напоминает портфолио. В эту папку, как правило, попадают фотографии ребенка, его творческие работы, отзывы воспитателей, «похвальные листы», т.е. разнообразный материал о жизнедеятельности ре­бенка в детском саду. При этом воспитатели стараются вложить в папку свидетельства, отражающие весь период пребывания ребенка в детском саду: от 3 до 7 лет. Так папка выпускника приобретает ретроспективный характер. В данной подборке, по мнению воспитателей и родителей, наиболее ценными являются работы, содержащие моменты роста ребенка, и в папку порой попадают курьезные фотографии и рисунки. Таким образом, складывается объемный материал, который имеет сугубо личный характер и, несомненно, интересен для семьи ребенка как воспоминания. Полезна ли папка выпускника в таком виде будущему первокласснику? Портфолио же в его современном виде имеет совершенно другую направленность – социальную и вместе с тем носит перспективный характер.

При поступлении ребенка в школу на первый план выдвигается общественный характер деятельности – учения. И это необходимо учитывать, если рассматривать портфолио как форму, связанную с ближайшей ситуацией социального развития ребенка как школьника.

Школьная жизнь для ребенка – ожидаемая перспектива, но практически неизведанная реальность. Он должен вписаться в новый круг товарищей, включиться в совместную работу с учителями. Как правило, это происходит спонтанно и неосознанно для ребенка. Однако трудность включения в новый социальный контекст может быть снята самопрезентацией: созданием положительных впечатлений о себе.

Для самопрезентации наиболее трудными являются новые и малознакомые ситуации. С помощью портфолио в первые школьные дни ребенок в деловой обстановке может рассказать о себе и своей жизни, преодолев ложную скромность и сохранив самооценку на должном уровне. Портфолио в этом случае служит опорой для высказываний ребенка и имеет привлекательный для учителя и одноклассников вид. Самопрезентация первоклассника на ос­нове портфолио служит «мостиком», соединяющим точки личностного развития ребенка в детском саду и школе.

Портфолио будущего первоклассника дает возможность ребенку достойно представить себя в классе, показав сильные стороны своей личности, создав благоприятное впечатление о себе как об ученике, и тем самым позволяет вы­звать искренний интерес учителя и одноклассников. Вместе с тем осознанное представление себя в таком качестве способствует росту ответственности ребенка за свое поведение в новом коллективе.

 

Составляем портфолио будущего первоклассника

Ясно, что составление портфолио дело длительное и достаточно затратное по уси­лиям. Поэтому, прежде всего, нужно опреде­литься с его целесообразностью для дошкольников.

Повторим, цель составления портфолио дошкольника как будущего первоклассника состоит в следующем: отразить мир представлений ребенка о себе для себя и мир представлений о себе для других.

Портфолио будущего первоклассника стоит формировать в течение года в подготовительной к школе группе. Это вполне достаточный срок для получения содержательно наполненного и качественно оформленного портфолио. Более того, именно в старшем дошкольном возрасте концентрируются психологические достижения ребенка, и он начинает осознавать свой рост, понимает его направление и, самое главное, интуитивно определяет четкую перспективу своего взросления       переход из детского сада в школу.

Составление портфолио должно стать совместным делом, в которое включены дети, родители и воспитатели. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок видел себя центральным звеном работы над собст­венным портфолио, принимал в его составлении и оформлении деятельное участие. Родители вовлекаются в работу над портфолио как «соучредители» этого проекта. Однако воспитателю следует избегать ситуации, когда ини­циатива полностью передана семье; следствием этого может стать перекос, связанный с отношением родителей, и ребенок будет отстранен от работы, его деятельность может приобрести созерцательный характер. В данном случае цель работы над портфолио становится заведомо недостижимой.

Портфолио будущего первоклассника должно быть обозрим для ребенка, в том числе и в материализованной форме, поэтому в него стоит включить пять страниц. Желательно, чтобы они стали основой для дополнения соот­ветствующего раздела на следующем этапе развития ребенка в начальной школе. Важно, чтобы на страницах портфолио нашли место значимые для ребенка материалы о нем самом, его семье, детском саде, его месте в системе общественных отношений. Исходя из этого, структура портфолио включает пять страниц: «Это я», «Моя семья», «Мой детский сад», «Я будущий школьник», «Сюрпризная страница».

На странице «Это я» размещаются анкетные данные ребенка: фамилия, имя, отчество, дата рождения. Их многие дети могут записать сами, так как к старшему дошкольному возрасту уже умеют писать печатными буквами. Стоит поместить и фотоснимки, где главным действующим лицом является автор портфолио. Кроме того, здесь может появиться «эволюционная лестница», показывающая ретроспективу и перспективу социального движения будущего первоклассника. Изюминка данной страницы - ее оформление. Хорошо, если ребенку при размещении материалов удастся применить разные техники рисования и конструирования. Это позволит ему продемонстрировать смекалку, широту кругозора, нестандартность видения мира. Задача взрослых помочь ребенку не растеряться в этом творческом деле.

Страница «Моя семья» предназначена для отражения позитивных интересов семьи ребенка. Страницу готовит семья ребенка при условии консультирования со стороны воспитателя. До начала работы родителям важно разъяснить основную идею портфолио и то, каким образом может быть устроена и оформлена семейная страница. Как правило, на ней размещают «Генеалогическое древо», показывая состав семьи, межпоколенные связи, род занятий членов семьи, их увлечения. Здесь может быть размещен рисунок ребенка «Моя семья» или коллаж на ту же тему, изготовленный совместно с родителями. С помощью тематической подборки фотографий может быть интересно проявлена линия организации досуга семьи: семейные праздники, традиции, обычаи.

Страница «Мой детский сад» выступает как своего рода дневник жизни ребенка в детском саду. Способы ее оформления разные: в виде кинофильма, карты, коллажа, комиксов. Инте­ресно, если страница построена по тематиче­скому принципу: «Один день в детском саду», «Я и мои друзья», «Я расту в детском саду», «Карта детского сада», «Играю и расту» и др. Конечно же, тема и способ подачи материала должны находиться в прямом соответствии и быть доступны ребенку, как по содержанию, так и по структуре. Немаловажными являются материалы, позволяющие с гордостью вспо­минать о детском саде и группе и с увлечением рассказывать окружающим о днях, в них проведенных.

«Я - будущий школьник» - страница, на которой одновременно стоит отразить достижения ребенка как будущего ученика и перспективу его школьной жизни. Здесь можно разместить фотографии  работ ребенка, победивших на конкурсах, сопроводив их копиями соответствующих грамот. При этом фотография работы должна по размеру превосходить копию грамоты, чтобы подчеркнуть ценность труда и познавательной активности ребенка, а не отметки. Или можно поместить составленный ребенком с помощью родителей короткий фоторепортаж о школе, в которую пойдет учиться будущий первоклассник. Хорошо, если рядом будут размещены рисунки ребенка или его рассказы о школе, записанные воспитателем. В об­щем, страница «Я - будущий школьник!» должна позволить ребенку и его семье создать проекцию на следующий период жизни, а также дать возможность показать окружающим стремление ребенка к взрослению, его заинтересованность школой, мотивы обучения и возможные способы их реализации.

«Сюрпризная страница» составляется воспитателем втайне от ребенка и его родителей. Заложенная в ней интрига будет раскрыта в момент расставания ребенка с детским садом и педагогами. На «Сюрпризной странице» с по­мощью различных художественных техник воспитатель отражает две линии своего отношения: «такой, как ты, единственный, и наша встреча не случайна» и «перед тобой открыт трудный, но интересный путь школьной жизни». На данной странице можно поместить слайд-фильм или коллаж, содержащий моменты сотрудничества воспитателя с ребенком. Здесь может оказаться и письмо воспитателя своему воспитаннику, написанное печатными буквами, чтобы он мог самостоятельно его прочесть, и иллюстрированные стихи или тексты воспитателя на тему «Кем быть?». На этой странице может оказаться и талисман, который передает воспитатель будущему первокласснику. Наполнение данной страницы целиком зависит от фантазии воспитателя и характера реальных отношений в группе. При этом важными условиями являются безоценочность, доброжелательность, этичность со стороны педагога.

Общие правила составления портфолио

·      Вовлечение ребенка и родителей в составление портфолио должно происходить на основе сознательного приятия ими задач работы. В ином случае портфолио составлять не нужно.

·      Необходимо сохранить индивидуальный характер портфолио каждого ребенка. Это позволит отразить особенности его личности: способности, социальные контакты, нюансы поведения.

·      Следует избегать шаблонности в оформлении портфолио при сохранении его общей структуры. Работа над портфолио - труд творческий, поэтому нельзя предлагать детям схемы для раскрашивания, заполнения картинками и текстами. Качество оформления зависит от применяемых техник, а не от шаблонов.

·      Содержание портфолио должно включать только ту информацию, которая может быть обнародована и способствует раскрытию личности ребенка. Конфиденциальную или неточную информацию следует исключить из порт­фолио.

·      В портфолио можно включать только те работы, которые имеют положительный отклик как самого ребенка и его родителей, так и окру­жающих (воспитателей, специалистов детского сада, учителей). Составление портфолио в обязательном порядке должно сопровождаться совместным с ребенком изучением работ, которые попадут в портфолио. Это поможет будущему первокласснику осознать содержание багажа накопленных достижений и технологию создания портфолио.

·      Оформление портфолио должно вестись только в совместной деятельности ребенка и взрослых. Взрослые могут записать мысли, высказанные детьми как комментарии к рисункам, фотографиям, коллажам, так как дети по-своему видят сюжеты и обозначают их «своим языком».

·      Работа над портфолио будущего первоклассника - дело сугубо добровольное! Недопустимо укорять родителей и детей в отказе от портфолио, в неудачах его составления и оформления.

 

 

Использованная литература:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.

2. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В10 т. СПб: Азбука-классика, 2004-2009. Т. VII, 2007.

3. Норотаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2011.

4. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб: Питер, 1997-

 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения