Мы все умеем разговаривать.

Детский сад № 39

компенсирующего вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Мы все умеем разговаривать.

 

 

Артикуляционная гимнастика – основа четкого звукопроизношения

 

Мы все умеем разговаривать, это и отличает людей от животных. Однако не все знают о том, как появляются звуки, которые мы издаём процессе разговора. Между тем все речевые звуки образуются от деятельности так называемых артикуляционных органов. Если органы артикуляционного аппарата работают, слажено, то человек произносит все звуки чётко и ясно. Если же нет, то звуки речи произносятся нечётко и непонятно.

Дефекты произношения звуков в различных вариантах и степени выраженности встречаются почти при любом нарушении речи.  И это первая, характерная особенность детей, посещающих наш детский сад (в силу специфики нашего дошкольного  учреждения). Следовательно, формирование правильного произношения – одна из важнейших целей коррекционной работы учителя-логопеда.Здесь особое внимание уделяется проведению подготовительных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата. Для выработки полноценных движений губ, языка,  нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика.

Для того,чтобы процесс постановки звуков был более успешным, как правило, учитель-логопед просит повторять артикуляционную гимнастику дома. В данном случае большая роль отводится взаимодействию специалиста с родителями. На дом даются упражнения уже отработанные с ребенком в дошкольном учреждении. Если родителям не понятны какие-либо упражнения, или же вы сомневаетесь в правильности выполнения их ребенком, то необходимо обратиться к учителю-логопеду, который даст вам необходимые рекомендации и окажет квалифицированную помощь.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики для дошкольников

·           гимнастику следует выполнять ребёнку в сидячем положении, потому как в данной позе у ребенка выпрямлена спина, а ноги и руки расслаблены;

·           во время занятий малыш должен видеть все свои движения в процессе обучения (именно поэтому лучше всего артикуляционную гимнастику проводить перед зеркалом, которое может быть как настенным, так и ручным (9х12см));

·         каждое упражнение повторяется  5-6 раз.

·         так называемые, статические упражнения, которые выполняются в одном положении артикуляционной позы, следует выполнять каждую по 10-15 секунд;

·         общая продолжительность выполнения  артикуляционной гимнастики должна составлять 7-10 минут.

·         упражнения должны быть понятны ребенку, доступны ему.
     

 Задача взрослого внимательно следить за исполнением заданий ребёнком (все движения должны быть чёткими, симметричными).

Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.Главное, подходить к выполнению  артикуляционных упражнений творчески. В этом помогут сказочные истории. Одну из них предлагаем вашему вниманию.

 

 

 

Сказка о Веселом Язычке

 

 

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, в каком?

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери

Любят зверюшки   конфеты и плюшки.

Догадались? Это домик-рот.

 

 Проснулся Язычок рано утром.

Открыл окошко.

 

 

Открыть рот

Посмотрел налево, направо.

 

Движения языка направо - налево

Вниз посмотрел: нет ли луж?

 

Движение языка вниз         

Вверх посмотрел: светит ли солнышко?

 

Движение языка вверх

Вышел Язычок на крыльцо дома.

Вокруг дома длинный забор.

Вот такой.

 

 

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы      

Посмотрел он вокруг.

Увидел Язычок, как кошка ловит мышку

 за хвостик

 

Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Вернулся Язычок домой, посмотрел на часы,они тикали: «тик-так»

 

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта

«Пора и мне спать» - подумал Язычок.

Закрыть рот

 

      Не секрет, что недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у него в дальнейшем, стоит тесно взаимодействовать с учителем-логопедом и стараться своевременно выполнять все его рекомендации.

 

Рекомендуемая литература для занятий с детьми:

Т.А.Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»

Н. В. Нищева  «Веселая артикуляционная гимнастика»

«Тру-ля-ля» Артикуляционная гимнастикадля детей от 2 до 4 лет.

Р.Г. Бушлякова Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
Е.Косинова«Артикуляционная гимнастика»

В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников»

И. А.Волошина  «Артикуляционная гимнастика для девочек»

И. А.Волошина  «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» 

«Артикуляционная гимнастика со Смешариками» (картотека) 

О. Крупенчук«Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика»

Т. А.Куликовская  «Артикуляционная гимнастика в считалках»

М. А. Поваляева «Сказки о веселом Язычке»

О.А. Новиковская «Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4-7 лет»

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»