Воспитание у детей интереса и любви к книге

Детский сад № 39

компенсирующего вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Воспитание у детей интереса и любви к книге

 

 

Воспитание у детей интереса и любви к книге

 

 

З.А. Туаева

воспитатель

ГБДОУ

детский сад № 39

компенсирующего вида

Санкт-Петербурга 

 

Мы знаем, что художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

 Дети дошкольного возраста – это  слушатели, а не читатели и поэтому на взрослых лежит большая ответственность – донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам; их поступкам и чувствам.

    Процесс чтения  – это совместная работа ума и души. Но  я столкнулась с тем, что родителям, в силу своей занятости, некогда читать детям, отвечать на их вопросы. Общение с дошкольниками в семье недооценивается родителями и заменяется просмотром телепередач, прослушиванием магнитофонных записей. Поэтому я решила помочь родителям в литературном развитии ребёнка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как явлению культуры.

Для решения этой задачи надо:

1.           Ежедневно уделять для чтения литературы не менее 30 минут.

2.           Чтение должно быть продуманным, систематическим и нести интеллектуальную и эмоциональную нагрузку.

3.           Научить ребёнка относиться к книге бережно, как к величайшей ценности.

4.           Вызвать у детей интерес к уголку книги.

    В средней группе, я стала приобщать детей к познавательной литературе – это способствует развитию интеллекта и умственной активности ребёнка, так как 4-5 лет – это возраст «почемучек». В книжном уголке находились не только программные произведения, но и книги детей из дома, книги-вырубки (обложка по контуру главного героя), книги-панорамы (с движущимися фигурками),  которыми дети сами манипулируют, рассказывая произведение. Сюда я поместила и сказки, и стихи, и альбомы с иллюстрациями. Организовывала различные инсценировки, показ сказок в театральном уголке, дети играли в настольно-печатные игры.

      Так же был разработан план работы с книгой на год, рекомендации для родителей об организации домашнего чтения:

1.           Что читали в группе.

2.           Что рекомендуем прочитать дома.

3.           Как лучше учить стихи дома.

4.           Список литературы для чтения дома.

5.           Индивидуальная работа с родителями: консультации, беседы о детях, которые не умеют слушать, нет интереса к книге.

6.           Расширять круг знакомства детей с авторами и их произведениями.

        В результате этой работы, к концу года мы получили неплохой результат:  дети слушали с интересом литературные тексты, старались понять характер героев и передать его в драматизациях, в небольших инсценировках. Чаще стали играть в театральном уголке, придумывая свои сюжеты и своих героев. Речь стала более выразительной, законченной.

 Продолжая работу в старшей группе, я поставила перед собой новые задачи:

1.           Формировать устойчивый интерес ребёнка к литературе как виду искусства.

2.           Воспитывать грамотного «читателя».

3.           Расширять круг произведений и проблем, на основе которых будет воспитываться грамотный «читатель».

4.           Формировать силу нравственных понятий.

5.           Ежедневно заниматься чтением детской литературы.

        Более глубоко дети стали знакомиться с фольклорным искусством, большое внимание стало уделяться нравственным понятиям: правда и ложь, смелость и трусость, добро и зло, щедрость и жадность.

         Чтение книги и беседа о ней, неотрывно связаны с развитием речи.

А значит, необходимо обратить внимание на:

1.              Правильное составление распространённых предложений.

2.              Грамматический строй речи: правильно согласовывать существительное с глаголом, с прилагательным, в произношении во множественном числе и т.д.

3.              Уметь контролировать свою речь – это значит подбирать нужные по смыслу слова.

4.              Лаконично и последовательно составлять связные рассказы по игрушкам, сюжетным картинкам и картинам.

        Из бесед с детьми я выяснила,  что дети стремятся к литературе, им нравится слушать произведения, стихи и даже придумывать свои сюжеты. Как известно, дети – фантазёры и эти их выдумки зарождают начало творческой мысли, творческой деятельности.

         На полках появились новые дидактические игры, требующие умственных способностей, в театральном уголке – новые, придуманные детьми атрибуты к сказкам.

       Большое внимание уделялось речевому дыханию, выразительности, громкости произносимых диалогов, умению передать интонацией, движением характеры героев.

       У детей появилось желание самим узнать о том, что их волнует. Речь их заметно изменилась, они совместно рассматривали и обсуждали книги, даже спорили о прочитанном. Больше времени стало уделяться чтению литературы, а вместе с тем и развитию речи детей.

В подготовительной группе, я решила продолжить  работу по развитию у детей литературного творчества, ведь развитие процессов восприятия и понимания художественного словесного творчества имеет большое значение  в плане умственного развития, и в плане подготовки детей к обучению в школе.

          Перед собой я поставила новые задачи по развитию восприятия и понимания художественной литературы детьми:

1.              Знакомить детей и развивать у них устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову.

2.              Расширять литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (былина, рассказ, сказка, басня, стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, скороговорки)

3.              Упражнять в установлении многообразия связей в произведении, понимать авторский замысел.

4.              Помочь ребёнку увидеть скрытые причины поступков.

5.              Помочь ему осознать его собственное отношение к героям произведений.

6.              Обратить внимание на язык литературных произведений.

         Необходимо было довести до детей мысль о том, что «книга – источник знаний». Для этого потребовались систематические и последовательные формы работы с книгой:

1.           Чтение и рассказывание произведений в свободное время – ежедневно.

2.           Заучивание и рассказывание скороговорок, то есть – развитие дикции.

3.           Рассматривание иллюстраций, картин и составление рассказов.

4.           Разучивание с детьми стихов, пословиц и выполнение криптограмм.

5.           Знакомство с басней и умение выделять мораль.

6.           Драматизация сказок, инсценировок, потешек.

7.           Придумывание с детьми сказок, стихов, загадок, кроссвордов.

8.           Знакомство с писателями и их творчеством.

           Но, работая с детьми, мы не можем не контактировать с родителями. Поэтому был составлен план работы с родителями на год по приобщению детей к художественной литературе.

Наряду с составлением перспективного плана работы с родителями, было проведено анкетирование с целью выявления и отношения родителей к литературному развитию.

       В книжном уголке появились портреты писателей и их книги. Дети знакомились с творчеством данных писателей. Была организована сюжетная игра «Библиотека», с подбором книг  по жанрам, наряду с литературой о Санкт-Петербурге, появились книги и иллюстрации о жизни в других странах, о природе, о животных. Дети сравнивали творчество писателей, увлекались разнообразием литературного материала. С увлечением ребята принимали участие в проведение викторин, бесед, загадывании загадок, показом инсценировок в театральном уголке, придумывании своих сказок, загадок, рассказов, стихов. Так у нас появилась в группе газета «Сочинялки».

    С интересом они зарисовывали стихи в картинках, изображали на бумаге эпизоды из любимых  произведений Пушкина А.С., Крылова И. А., Чуковского К. И.. У каждого появился свой «вкус» к «чтению».

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения