О значении физического воспитания

Детский сад № 39

компенсирующего вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

О значении физического воспитания

 

 

О значении физического воспитания

в учебной деятельности.

 

Учебная деятельность формируется в дошкольном возрасте. Предпосылки развития учебной деятельности могут появиться только в ситуации обучения. Целью учебной деятельности является приобретение новых знаний; при этом учебную деятельность и процесс приобретения знаний нельзя отождествлять: знания могут быть получены в процессе игры, в практической деятельности. Только тогда, когда человек осознанно ставит перед собой цель – научиться тому, чего он раньше не знал или не умел, процесс получения знаний становится учебной деятельностью.

Целью учебной деятельности должно быть усвоение системы теоретических понятий при условии, что развитие мышления достигает определенного уровня обобщенности. Решение учебных задач невозможно без сформированности познавательных процессов в целом, в том числе дифференцированного восприятия, позволяющего наблюдать объекты, явления и выделять в них те или иные свойства; без владения логическими операциями, способами целенаправленного запоминания материала и т.д.

К старшему дошкольному возрасту складываются предпосылки для формирования учебной деятельности.

Выделяют такие структурные компоненты учебной деятельности: учебная задача и умение сосредоточиться; учебные действия, следование указаниям взрослого; способность организовывать свою деятельность и контролировать свои действия в процессе выполнения задания, самооценка. Принятие ребенком учебной задачи включает понимание того, что надо делать и как надо это делать, а умение точно следовать инструкции имеет большое значение: без него ребенок не в состоянии усваивать знания и навыки в ситуации обучения. Способность руководствоваться в деятельности указаниями педагога является одной из предпосылок развития учебной деятельности.

На физкультурном занятии, как и на любом другом, ставится задача, при этом следует различать двигательную и обучающую задачи. Если педагог формулирует задание таким образом: «Дети, сегодня вы будете подлезать под дугу – прыгать через ручей…», то речь идет о двигательной задаче, которая ориентирует на процесс выполнения движения и не привлекает внимания к способу действия. Иная картина возникает тогда, когда перед ребенком ставят учебную, обучающую задачу: «Нужно перепрыгнуть ручей, спрыгнуть мягко, удержаться, подлезть, не задеть...». Сразу же возникает вопрос: «Как надо действовать, чтобы выполнить задание?». Для определения способа выполнения можно обратиться к детям с вопросами: «Чем можно задеть? Что сделать, чтобы не задеть? и т.д.» Благодаря этому, двигательные возможности дошкольников значительно расширятся, будут обеспечены условия для решения двигательных задач, возникающих в практических и игровых ситуациях. Указанные подходы к обучению подлезанию имеют силу и в процессе формирования умений и навыков во всех основных движениях, прежде всего сложных по технике выполнения, таких, как метание и прыжки.

Следовательно, выделение составных компонентов двигательного действия и их значимости позволяет обеспечить осознанное усвоение материала.

При таком обучении ребенок лучше воспринимает указания взрослого и руководствуется ими в процессе выполнения задания. Постановка обучающей задачи, определение способа ее  решения подводят детей к необходимости запоминать план действий и следовать ему для достижения результата. Использование такой модели помогает понять общий способ выполнения физических упражнений и связь «цель – результат».

На физкультурных занятиях решение поставленной задачи позволяет детям осуществлять контроль за конечным результатом и совершать пооперационную оценку. Возможность запомнить правильность выполнения тех или иных элементов движения обеспечивается указаниями и напоминаниями педагога, собственными наблюдениями за действиями других детей. Оценка решения задачи облегчается тем, что результат, как правило, предметно оформлен (задел, перепрыгнул, сбил и т.д.). В случае неуспеха ребенок может – самостоятельно или по указанию взрослого – перестроить последовательность выполнения элементов движения и таким образом убедиться в ее значимости для получения положительного результата. Для развития контроля за правильным выполнением движений можно использовать такой прием, как наблюдение ребенком за детьми, их выполняющими. Это значительно активизирует наблюдательность контролирующего и ответственность контролируемого.

Проявление таких качеств, как способность воспринимать указания взрослого и его подсказки, перестраивать свою деятельность, вовремя исправляя ошибки, выделять главные компоненты для достижения положительного результата, оценивать свои действия по конечному результату и пооперационно – все это свидетельствует о готовности ребенка заниматься учебной деятельностью.

Таким образом, на физкультурных занятиях все компоненты учебной деятельности, выделенные психологами и педагогами, могут успешно формироваться уже с младшего дошкольного возраста.

 

  

По материалам статьи Н. Полтавцевой и Н. Гордовой «О значении физического воспитания в учебной деятельности». Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2005 г.

Дата последнего обновления страницы 18.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения