Основные образовательные программы

Детский сад № 39

компенсирующего вида

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Основные образовательные программы

 

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ № 39 на основе примерной основной общеобразовательной программы "От рождеия до школы" под редакцией М. А. Васильевой.

 

 

Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 39 компенсирующего вида  Фрунзенского района Санкт-Петербурга  (далее - Программа) явля­ется инновационным общеобразовательным программным документом дошкольного учреждения, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с действующими федеральны­ми государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция обра­зования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирую­щая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует совре­менным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование ду­ховных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетен­ций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

В Программе отражены лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комп­лексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на осно­ве организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом прин­ципе – развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособлен­ных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио­нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобще­ния ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного матери­ала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень ис­пользуемых произведений культуры (классической и народной – как оте­чественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для пол­ноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование ос­нов базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де­ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследо­вательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательная, чтение.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отно­шения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны­ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятель­ности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита­тельно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образователь­ного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволя­ющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос­тями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного обра­зовательного учреждения и семьи;

     соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен­ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содер­жании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутс­твие давления предметного обучения.

Решение обозначенных целей и задач воспитания возмож­но только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педа­гогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Содержание и структура Программы

Общеобразовательная программа дошкольного образования государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 39 компенсирующего вида  Фрунзенского района Санкт-Петербурга:

   соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

   сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положе­ниям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

   соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходи­мом и достаточном материале, максимально приближаться к разумно­му «минимуму»);

   обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и на­выки, которые имеют непосредственное отношение к развитию до­школьников;

   строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями де­тей, спецификой и возможностями образовательных областей;

   основывается на комплексно-тематическом принципе построения об­разовательного процесса;

   предусматривает решение программных образовательных задач в сов­местной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель­ности дошкольников не только в рамках непосредственно образова­тельной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

   предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с до­школьниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Содержание обязательной части Программы обеспечивается двумя взаимообусловленными блоками (направлениями): общеобразовательным; коррекционно-развивающим; реализация общеобразовательного блока носит коррекционную направленность, которая включает: развитие психических функций, обеспечивающих усвоения образовательных областей; развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков

В разделе «Организация жизни и воспитания детей» даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образователь­ных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с уче­том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направле­ниям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных об­ластей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образователь­ной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрас­тным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физи­ческого и психического развития детей: младший дошкольный возраст от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний до­школьный возраст от 4 до 5 лет (средняя группа), старший  дошкольный  возраст от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Решение программных образовательных задач предусматри­вается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Для четкости изложения в начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГТ (Федеральные государственные требо­вания), обозначающая цели и задачи данной образовательной области.

Задачи коррекционной работы

Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с диагнозом ОНР является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.

Одной из основных задач коррекционно-развивающей работы с детьми с диагнозом ЗПР является формирование у дошкольников психологической готовности к обучению в массовой или специальной школе

Также вся коррекционная работа направлена на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; на формирование оптимистического отношения детей к окружающему, обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социального развития.

Содержание коррекционной работы

Содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков:

- Н. В. Нищева «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)»,

- Л.Б.Баряева, И.Г.Вечканова, О.П.Гаврилушкина «Программа  воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития».

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов педагогического и медицинского профилей

 

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в под­готовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершаю­щем содержательную часть Программы.

В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга до­стижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

Авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального инсти­тута воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют в Программе работу с родителями в отдельный раздел.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностя­ми здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в разделе «Коррекционная работа».

Преемственность

Следует отметить, что общеобразовательная программа дошкольного  образования государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 39 компенсирующего вида  Фрунзенского района Санкт-Петербурга является современным инновационным продуктом; опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохра­няет преемственность по отношению к наиболее известной программе до­школьного образования последнего десятилетия «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой  преемственности, большинство  пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть исполь­зованы при работе по программе государственного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 39 компенсирующего вида    Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

 

Организация жизни и воспитания детей

Режим дня

Правильный режим дня это рациональная продолжительность и разум­ное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые пред­почтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особен­ностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Целесообразно выделить постоянное время в режиме дня для чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познава­тельные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. При этом не следует превращать чтение в обязательное занятие ребенок по своему желанию может либо слушать, либо заниматься своими делами. Задача педагога сделать процесс чтения увлекательным и интересным, чтобы все или большинство детей слушали с удовольствием.

В приложении Программы представлены примерные режимы дня для каждой возрастной группы.

 

Предметно-развивающая образовательная среда

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их состав­ляющих. Микросреда это внутреннее оформление помещений. Макро­среда это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безо­пасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игруш­ки обеспечивать максимальный для данного возраста разивающий эффект.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграни­ченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством раз­вивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, разви­вающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби­рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планиро­ванием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития могут быть:

·         уголок для ролевых игр;

·         книжный уголок;

·         зона для настольно-печатных игр;

·         выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

·         уголок природы (наблюдений за природой);

·         спортивный уголок;

·         уголок для игр с песком;

·         игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

·         уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де­тей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

·         игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.

В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от ме­бели и игрушек, обеспечить детей атрибутами, побуждающими к двигатель­ной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки).

 

Интеграция образовательных областей

Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при ор­ганизации образовательного процесса.

Поясним принцип интеграции образовательных областей на примере физического развития.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осущест­вляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная актив­ность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а от­вет и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стиму­лирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физи­ческому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

·         формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортив­ных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);

·         создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощре­ние проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);

·         участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);

·         активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, тру­да взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражне­ний (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и об­суждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоро­вом образе жизни «Познание»);

·         проговаривание действий и называние упражнений, поощрение рече­вой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуж­дение пользы закаливания и занятий физической культурой («Ком­муникация»);

·         игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, поте­шек («Чтение художественной литературы»);

·         привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешне­го вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкуль­турных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное  творчество»);

·         ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; про­ведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

Аналогично реализуется интегративный подход при решении образова­тельных задач по остальным образовательным направлениям: социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

 

Формы работы с детьми

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подраз­делен на:

·         образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организа­ции различных видов детской деятельности (игровой, коммуникатив­ной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, му­зыкально-художественной, чтения) (далее по тексту «организован­ная образовательная деятельность»);

·         образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

·         самостоятельную деятельность детей;

·         взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса должно основываться на адек­ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществля­ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных осо­бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются пре­имущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образова­тельной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

 

Организованная образовательная деятельность

·         игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

·         просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

·         чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художест­венных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

·         создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы соци­ально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житей­ских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

·         наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

·         изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, суве­ниров; украшение предметов для личного пользования;

·         проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятель­ность, экспериментирование, конструирование;

·         оформление выставок работ народных мастеров, произведений деко­ративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродук­ций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по време­нам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

·         викторины, сочинение загадок;

·         инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

·         рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к  знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изоб­разительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств вырази­тельности;

·         продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художест­венный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или про­смотренного произведения; рисование иллюстраций к художествен­ным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творчес­кие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

·         слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

·         подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музы­кальных инструментов;

·         пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппара­та, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (от­веты на вопросы), драматизация песен;

·         танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритми­ческих движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мело­дии, хороводы;

·         физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражне­ния под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упраж­нения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

 

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские

·         физкультурные досуги (проводятся 1 раз в месяц);

·         спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);

·         соревнования;

·         дни здоровья;

·         тематические досуги;

·         праздники;

·         театрализованные представления;

·         смотры и конкурсы;

·         экскурсии.

 

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

·         физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоров­ительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым при­емом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

·         социально-личностное развитие: ситуативные беседы при проведе­нии режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудо­вых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самооб­служивания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного       оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

·         познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей   среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закалива­ния, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

·         художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

 

Самостоятельная деятельность детей

·         физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия;

·         социально-личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие об­щение со сверстниками;

·         познавательно-речевое развитие: самостоятельное чтение детьми ко­ротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художест­венных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; само­стоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

·         художественно-эстетическое развитие: предоставление детям воз­можности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преиму­щественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на дет­ских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

 

Взаимодействие с семьями детей

Возможные формы работы с семьей даны в разделе «Работа с родителями».

 

Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходи­мо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции об­разовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной централь­ной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появ­ляются многочисленные возможности для практики, экспериментирова­ния, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позво­ляет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения; обеспечивать концентрированное изучение материала. Это служит эффективным средством установления тесных связей между специалистами.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Тематический подход позволяет оптимально организовать образова­тельный процесс для детей с особыми потребностями.

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в груп­пе, и уголках развития.

В Программе для каждой возрастной группы дано комплексно-темати­ческое планирование, которое следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.

Отдельно выделена в Программе культурно-досуговая деятельность. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональ­ное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Формы работы и задачи развития культурно-досуговой деятельности, примерные перечни развлечений и праздников даны для каждой возраст­ной группы в разделах по возрастам.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения