4A5EDAE3-E854-4948-9D28-2201FBA31335Качество современного дошкольного образования.

 

(материалы статьи Л.А. Парамоновой, д.п.н., академик РАЕН, директор Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца)

 

Дошкольное воспитание как первая ступень системы образования за последние годы претерпело существенные изменения.

Основу качества образования составляют:

- уровень достижения образованием поставленных целей,

- соответствие его определенным нормам,

- степень удовлетворения потребностей и ожиданий (запросов) государства, родителей и детей.

Определение качества реализации образовательного процесса в ДОУ предполагает учет всех основных его компонентов: содержание, формы и методы, его результаты, а также материальное, методическое и дидактическое обеспечение.

Оценка качества работы ДОУ ведется и с позиции того, как педагогический процесс учитывает современную социальную ситуацию, результаты новых достижений в практике (инноваций) и науке, сочетает их с уже сложившимися традициями, выстраивает специфику своего развития.

Отсюда – обоснованный выбор комплексной программы как основы, использование наиболее адекватных методик (технологий), выработка общих взглядов всех участников педагогического процесса на развитие ребенка в дошкольный период детства – с позиции сохранения его самоценности, периода формирования фундаментальных основ дальнейшего развития ребенка (физического, социального, умственного, эстетического). Недоразвитие в этом возрасте общения, эмоциональной сферы, воображения в дальнейшем практически не компенсируется даже специальной коррекционной работой и отрицательно сказывается, прежде всего, на личностном развитии ребенка (т.е. проблема «трудных детей» закладывается на дошкольном этапе).

Ребенок, его личность является центральной фигурой образовательного процесса. И с точки зрения культурно-исторического подхода (Л.С. Выгодский), основополагающей целью этого процесса является создание условий, способствующих «присвоению» ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания и порождения нового.

В процессе присвоения общечеловеческих ценностей происходит достижение таких  фундаментальных целей, как разностороннее развитие ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в т.ч. творческих, способностей, соответствующих его возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Однако основой успешности достижения указанных целей является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия ребенка в образовательном учреждении. Прежде всего, речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и окружающим миром.

Комфортное психологическое состояние ребенка определяется его поведением, которое характеризуется следующими признаками6 он спокоен, весел, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, свободен и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта могут быть: ребенок малоактивен, сторонится детей, испытывает излишнюю робость, ярко выраженное смущение при обращении к нему взрослых и отдельных людей, нерешителен, проявляет беспокойство, тревожность в новых обстоятельствах, не уверен и заторможен при принятии решения, ходит в детский сад без желания, а скорее по привычке и т.п.

Что же может являться причинами нарушения внутреннего спокойствия ребенка? Их несколько, но наиболее значимыми оказываются детские страхи и неудовлетворение основных потребностей детей. Страхи могут быть разными: боязнь ребенка петь, читать стихотворение одному перед всеми; тревожность, что он с чем-нибудь не справится на занятии или что его вовремя не возьмут из детского сада, когда почти всех детей родители забрали, а воспитательница опять будет сердиться и т.п. Чтобы помочь детям преодолеть страхи, педагогам и родителям необходимо, прежде всего, знать, что тревожит каждого ребенка, и сообща находить индивидуальный подход к каждому из них.

Организация жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения их комфортности, должна учитывать их потребности, прежде всего, в признании и общении, а также в познании, движении, проявлении активности и самостоятельности.

Каждый ребенок нуждается в признании, прежде всего, детским сообществом, благодаря которому он может успешно социализироваться. Встраивание ребенка в детское сообщество, особенно играющее, имеет важное значение для осознания своего статуса, факта признания как основы для возникновения чувства комфортности. При этом воспитатели должны хорошо знать статус каждого ребенка в группе, используя наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности (сюжетно-ролевой, народной, подвижной и т.п.).

Общение взрослых с ребенком – второй важный фактор обеспечения комфортности с учетом потребности самого ребенка в таком общении. Выделены четыре вида потребности:

1) потребность ребенка в доброжелательном внимании (от рождения до 6 мес.), взрослый – источник активной ласки и внимания,

2) + и сотрудничестве (от 6 мес. до 3 лет), взрослый – как образец для подражания, партнер по игре, помощник, организатор и участник совместной деятельности,

3) + в уважительном отношении взрослого (3-5 лет), взрослый – источник познания, партнер по обсуждению разных причин и связей, способный ответить на многочисленные вопросы,

4) + сопереживании (5-7 лет), взрослый – как личность, обладающая умениями, знаниями, социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг.

Исходя из этого, вся воспитательно-образовательная работа должна строиться на диалогическом (а не на монологическом) общении, реализующем как общую детскую потребность (в доброжелательности), так и возрастную. Так, проведение занятия с детьми младшего возраста опирается, прежде всего, на непосредственное взаимодействие и общение воспитателя с детьми4 с более старшими – позиция педагога меняется: он выступает организатором детского обучающего сообщества, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, уверенным в том, что он  справится с любым заданием как самостоятельно, так и при помощи других детей и понимающего его взрослого. Если кто-то испытывает трудности при публичном чтении стихов, пересказывании, педагог дает ему возможность выбирать себе партнера и вариант выступления, постепенно такие дети вовлекаются в театрализованную деятельность. В результате у них уходят тревожность и настороженность, возникают уверенность, активность, доверие и открытость к общению.

Комфортное проживание ребенком дошкольного периода – это мотивированная эмоциональная и осмысленная разнообразная деятельность, что задается определенным содержанием педагогического процесса, сущность которого – обогащение общего детского развития.