Словотворчество, как важный этап освоения языка
«… Но всех чудес прекрасных на земле
Чудесней слово первое ребенка».
Петр Семынин.
Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте положительно влияет на интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие детей. Ближе к 5 годам у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, загадок, стихов, небылиц). Ещё ранее (к 2-3 г) – интерес к звучащему слову, что получило название феномена «словотворчества». В это время ребенок не только легко изобретает новые слова, но и переиначивает уже существующие в языке «готовые» единицы, дает им новые толкования. Детская речь, таким образом, выступает как сфера проявления творческих способностей ребенка в использовании и переработке имеющегося языкового опыта,
Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово - "осколки слов" (Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большимпрыгом"; Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь");
Начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко". Отсюда "осколки слов" в речи детей раннего возраста.
б) к корню одного слова прибавляется окончание другого - "чужие" окончания (Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" ;Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!";Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности").
Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения "чужих" приставок. Налить, набрать, накидать - это наши "взрослые", обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить ("Вот набулькаю полную бутылку и уйду", "Спасибо, я уже полный живот напирожила").
В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую. "Какое это наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти в садик",- говорит мама. "А для меня это не наказанье, а вовсе радованье", - отвечает пятилетняя дочка. Здесь в конечном счете действует механизм подражания. Если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований.
в) одно слово составляется из двух - "синтетические слова" (Бананас - банан и ананас ;Вкуски - вкусные куски ; Бабезьяна - бабушка обезьяны;Почайпить ("мы уже почайпили"); Мапин ("я - мапинадочка", т. е. я мамина и папина); Всехлюдная ("это не твоя воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).
Как жесоздаются "синтетические слова"?
В таких словах, как "ворунишка", "бананас" - происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан – ананас.
Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова "чай" и "пить" (получается глагол "чайпить"), "вынь" и "возьми" ("выньмимне занозу"), "все люди", "всех людей" (всехлюдная), "в самом деле" (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и "синтетические слова" взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит...
Таким образом, детское словотворчество является закономерным процессом, без которого ребенок не смог бы «почувствовать» свой родной язык, а, значит, и овладеть им в полной мере. Детское словотворчество свидетельствует о том, что ребенок не просто перенимает и копирует речь взрослых людей, он еще и анализирует их слова, критически оценивает, контролирует. Поэтому не нужно думать, что в усвоении ребенком родного языка действует только память. У ребенка в это время совершается огромная мозговая работа, он требует логики от каждого слова и, если не находит ее, то выдумывает. Детское словотворчество способствует тому, что ребенок уже на третьем году своей жизни овладевает обширным арсеналом всех частей слова и великолепно угадывает значение каждой из них.
Следовательно, именно детское словотворчество позволяет ребенку постичь все тонкости и хитрости родного языка, что является необходимым условием успешного овладения правильной, грамотной речью.
В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения. Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец. Одним из первых показателей культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Учите своих детей говорить правильно и красиво, ведь дети – наше будущее!