ПУТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

«Воспитание, несомненно, есть не что иное, как привычка». 

Ж. Ж. Руссо

С первых дней жизнь ребёнка состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, приём пищи, пользование туалетом и пр. Выполняя бытовые процессы, ребёнок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, за ними стоят нормы морали, правила поведения.

Навык – это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений и характеризуется высокой степенью освоения, а также отсутствием поэлементного контроля. Человек не осознаёт, как он выполняет действие, оно совершается как бы само собой. Навык, ставший потребностью, это привычка.

Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребёнка не имеют общественного мотива (сделать что-либо для другого), они направлены на самого себя.

Освоение культурно-гигиеническими навыками даёт возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля. Начинает развиваться воля. Ведь всякое действие даётся ребёнку с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит,вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, надеть свитер правильно, а не задом наперёд. Мама сделает это лучше да и быстрее. И если взрослые спешат прийти ребёнку на помощь при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него  сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».

Нужно добиваться того, чтобы ребёнок понял: для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Для ребёнка должно стать важным  качество выполнения действия, он должен учиться доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, инициативность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Наверное, следует напомнить об обязательном условии формирования  культурно-гигиенических навыков – наглядном примере взрослых. Ребёнок очень наблюдателен, многое подмечает в поведении взрослых. При этом он начинает подражать их привычкам, манерам. Трудно убедить ребёнка, что нужно аккуратно складывать свои вещи, чистить обувь, если окружающие не всегда так поступают. Взрослый должен требовать от ребёнка выполнения того, что он сам повседневно делает. К тому же должно соблюдаться единство требований со стороны всех воспитывающих.  Пусть мама не помогает одеваться, но если это делает бабушка, тогда формирование навыка задерживается.

Нужно помнить, что ребёнку трудно правильно выполнять то, что кажется взрослым простым и обыкновенным. Поэтому необходимо быть очень внимательными, поддерживать всякое стремление ребёнка к самостоятельности, всякое проявление активности. Похвала, умелое поощрение создают одно из необходимых условий формирования навыка, ведь если деятельность сопровождается положительными эмоциями, то она выполняется увереннее и быстрее осваивается. Радуясь своим успехам, ребёнок стремится их повторить. Оценивать необходимо не ребёнка, а его действия, подчёркивать, что он правильно выполнил. А если сделал неправильно, то надо показать, как исправить ошибку. «К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживают награды» (Дж. Рёскин).

Ещё один важный момент. Оценивать действия ребёнка нужно объективно, развёрнуто, обращая внимание на качество их выполнения. Причём делать это необходимо как по ходу процесса, так и по его окончании: «Ты правильно открыл кран, поэтому вода льётся понемногу и брызги не летят на пол».

Несколько слов о туалетных проблемах. Эта тема настолько насущна, что её необходимо коснуться. Не забывайте дать своему ребёнку одну очень важную инструкцию. Объясните  своему малышу, что ему придётся ходить в общественный туалет. Покажите, как пользоваться туалетной бумагой, как справляться со своей одеждой. Эти навыки принадлежат к столь «низкой» сфере нашей жизни, что мы предпочитаем их не обсуждать. Поэтому наш ребёнок, покинув родные стены, сталкивается с проблемами, которые могут обернуться для него психологической травмой. Развивая ребёнка, читая ему, гуляя с ним по музеям и театрам, не забывайте о «низком». Тем более что это «низкое» является элементарными гигиеническими навыками самообслуживания, которыми ребёнок должен овладеть дома, под вашим руководством.

    Итак, уважаемые родители, будьте начеку и не пропустите то время, когда ваш ребёнок уже сможет справиться с определённой долей ответственности за себя. Не бойтесь предоставить ему эту возможность. Как узнать, когда он уже «готов»? Наблюдайте за ним, задавайте вопросы, намёками пытайтесь подвести его к желаемой модели поведения – маленькими шажками двигайтесь навстречу большой конечной цели. И помните главное правило: будьте реалистичны в своих требованиях. Не забывайте, что у ребёнка всегда уходит больше времени на выполнение любого задания, чем у взрослого человека. Кроме того, детям необходимо много часов практики, поэтому вторым правилом, о котором следует помнить, является терпение.